Продолжим
"выставочную" тему. Среди выставочных мероприятий, проходивших в Петербурге в начале прошлого века, видное место занимали международные автосалоны. Проводились они по инициативе Императорского Российского Автомобильного Общества, основанного в 1902 году.
Первая такая выставка прошла в нашем городе с 12 мая по 4 июня 1907 года в Михайловском манеже:
Выставка проходила под покровительством Великого Князя Михаила Александровича, при поддержке парижской газеты "L' Auto" и петербургского журнала "Автомобиль". На открытии присутствовал министр торговли и промышленности Философов, министр путей сообщения генерал-лейтенант Шауфус, министр народного просвещения фон Кауфман, главы дипломатического корпуса и представители высшего света.
Выставка была роскошно декорирована (выставочный комитет выделил на эти цели 10000 рублей). Все стены манежа были покрыты живописными панно в стиле модерн. Арендная плата за стенд составляла от 680 до 2280 рублей, а цена машин колебалась от шести до восьми тысяч рублей (отдельные машины стоили 15 и 22 тысячи рублей). Впрочем, привлечь посетителей могли не только автомобили. Был устроен превосходный буфет, а ежедневно, с 12 часов дня проходили выступления духового и балалаечного оркестров, а также оркестра "специально выписанных венгерских цыган".
Одновременно с выставкой по инициативе журнала "Автомобиль" была проведена гонка Москва-Петербург, "показавшая иностранцам, что и по русским дорогам можно развивать скорость свыше 100 км в час".
Для привлечения посетителей была проведена специальная рекламная акция - по городу курсировал двухэтажный автобус с рекламными щитами:
Вторая международная автомобильная выставка проходила в мае 1908 года в манеже в Москве, но Третья международная выставка в 1910-м году вновь вернулась в Михайловский манеж:
Но крупнейшим дореволюционным автосалоном стала Четвертая международная автомобильная выставка, которая проходила в 1913-м году:
Выставка была столь велика, что для ее размещения пришлось занять не только Михайловский манеж, но и Казачий манеж (нынешний тренировочный зал СКА). Одновременно все пространство между манежами на нынешней Кленовой аллее было застроено громадным трехпролетным павильоном со стеклянной крышей.
Выставку лично посетил император Николай II:
Выставка завершилась 230-верстной гонкой по кругу, собравшей 18 участников.
Абсолютным победителем скорости с результатом 228 км/час стал Г. М. Суворин на "Бенце":
Выставки продолжились и в советское время. Так, все в том же Михайловском манеже состоялась автомобильная выставка в 1925-м году: