Московские ворота по заслугам считаются одним из выдающихся памятников архитектуры Петербурга. Однако вполне могло случиться, что они имели бы совсем другой вид или стояли бы в совсем ином месте. И этот мой пост как раз и посвящен этим неслучившимся альтернативам.
Первая из таких альтернатив связана с именами императрицы Екатерины II и французского архитектора и графика Шарля-Луи Клериссо.
Под впечатлением от рисунков Клериссо 7 ноября 1780-го года Екатерина II пожелала, "чтобы он мне сделал рисунок ворот города Петербурга на дороге в Москву". В письме к барону Гримму, выступавшему посредником в отношениях с Клериссо, Екатерина писала: " ... я не ограничусь рисунками, я закажу ему целую модель, сделанную под его присмотром со всеми его размерами, и вы можете сказать ему, что мы здесь строим набережные из гранита, камня и мрамора, что это доставляет удовольствие, когла ворота на пути из Ливонии гранитные, и чтобы он не стеснялся в выборе материала".
Клериссо немедленно начал работу над проектом. Для исполнения барельефов, украшавших ворота, он привлек скульптора Никола-Франсуа Жилле. Помимо шести графических листов большого формата Клериссо создает гипсовую модель. Как свидетельствовал Гримм: "Клериссо работал в течении четырех с половиной месяцев без остановки и почти день и ночь над моделью ее ворот, чтобы не пропустить сезон навигации".
Модель ворот произвела большое впечатление на Екатерину. Она писала, перечисляя свои новые приобретения : "Посреди всего этого возвышаются ворота Клериссо, которые очень хороши на вид, но дороги в исполнении: нужно будет подумать".
В итоге, Клериссо получил почетное звание "Первого архитектора императрицы", а ворота, после того как Екатерина хорошенько подумала, так и не были построены.
Следующая альтернатива связана с именем архитектора А. К. Кавоса. В 1831 году он разработал проект "площади Победы". Проект, посвященный победе в Русско-Турецкой войне 1828-1829 годов, отличался большим размахом. Сама площадь, замкнутая по окружности решеткой из копий, становилась местом сразу для нескольких монументов. Со стороны города на площадь вела трехпролетная дорическая колоннада. Справа и слева от центральной точки площади должны были стоять две пирамиды, посвященные победам, одержанным на Кавказе и на Балканах. На них должны были поместить названия городов, у которых происходили сражения. А со стороны въезда в город от Москвы должна была встать трехпролетная триумфальная арка:
Однако проект Кавоса также не был реализован, причем по той же самой причине, что и проект Клериссо - слишком большая стоимость. В итоге, в 1832 году был принят к реализации проект Стасова, который требовал гораздо меньших расходов (нужно отметить, что этому проекту предшествовали два других проекта Стасова - 1817 и 1827 годов, однако эти проекты до нас не дошли).
Третья альтернатива связана уже с временами СССР и причиной ее послужили достаточно печальные обстоятельства. Дело в том, что в 1936 году президиум Ленсовета принял волевое решение о сносе Московских ворот. Ворота разобрали, чугунные детали описали и перевезли на склад, декоративные трофеи и фигуры гениев передали на хранение в музеи Академии художеств, Городской скульптуры и Артиллерии.
Однако, для архитектурной общественности подобное решение было совершенно неприемлемым, и архитекторы принялись ломать голову, как восстановить Московские ворота. И в мастерской Е. И. Катонина родился проект (в духе известного анекдота "хоть тушкой, хоть чучелом, но ехать надо") - использовать триумфальные ворота для оформления входа в планируемый парк у Московского проспекта (нынешний Московский парк Победы). К счастью, война помешала его реализации, а в 1956-1959 годах ворота восстановили на прежнем месте.