Правый берег Невы в целом не слишком интересен для туристов. В основном там стоят унылые корпуса заводов или дома, построенные в 60-70е годы. Однако и там попадаются весьма интересные места, среди которых первое место держат окрестности дачи Безбородко. Главной достопримечательностью является сама дача:
В 17-м столетии здесь находилась усадьба с садом, принадлежавшая коменданту крепости Ниен, а в середине следующего, 18-го столетия здесь находился древесный питомник. В 1773 году он был пожалован статс-секретарю Екатерины II Г. Н. Теплову, для которого В. И. Баженов строит усадебный дом в готическом стиле.
В 1782 году участок перешел в руки другого соратника Екатерины II - канцлера А. А. Безбородко. В 1783-84 годах здание было перестроено Джакомо Кваренги в стиле классицизм.
Здание построено по классической схеме, придуманной еще Палладио.
Центральный корпус
соединяется галереями
с двумя флигелями:
Галереи первоначально были открытыми, как в Италии. Но питерский климат несколько отличался от итальянского, поэтому в итоге галереи перестроили, превратив в закрытые.
Курдонер отделяет от улицы ограда, украшенная 29 сидящими львами:
Среди авторов ограды предполагают Кваренги и Н. А. Львова (собственно говоря, не так давно ему приписывали и авторство дома, что вполне логично, учитывая близкие отношения Безбородко и Львова).
А на берегу реки находится пристань, украшенная сфинксами, вазами и львиной маской.
В 1855-1870 годах усадьбой владел литератор и меценат граф Г.А. Кушелев-Безбородко. Его гостями были Гончаров, Писемский, Майков.
А летом 1858 года здесь останавливался Александр Дюма-отец, оставивший описание усадьбы: "Мы остановились перед большой виллой, два крыла которой полукругом отходили от главного корпуса. На ступеньках подъезда выстроились слуги графа в парадных ливреях. Граф и графиня вышли из кареты, и началось целование рук. Потом поднялись по лестнице на второй этаж в церковь. Как граф и графиня переступили порог, началась обедня в честь «благополучного возвращения», которую достопочтенному священнику хватило ума не затягивать. По окончании все обнялись, невзирая на ранги, и по распоряжению графа нас проводили каждого в свое помещение. Мои апартаменты были устроены на первом этаже и выходили в сад. Они примыкали к большому прекрасному залу, используемому как театр, и состояли из прихожей, маленького салона, бильярдной, спальни для Муане и меня. После завтрака я отправился на балкон. Передо мной открылся чудесный вид - к реке от набережной спускаются большие гранитные лестницы, над которыми воздвигнут шест футов пятьдесят высотой. На вершине шеста развевается знамя с графским гербом. Это - пристань графа, куда ступила Великая Екатерина, когда оказала милость Безбородко и приняла участие в празднике, устроенном в ее честь."
В 1896 году на территории дачи разместилась Елизаветинская община сестер милосердия. Позади усадебного дома выросли многочисленные больничные корпуса, построенные архитекторами Н. Н. Набоковым и П. Ю. Сюзором.
Часть из них находится не в лучшем состоянии:
Зато другие (они расположены за оградой, и похоже, превращены в бизнес-центр) блещут евроремонтом:
В 1899-1901-м годах архитектор А. В. Кащенко строит при больнице церковь Святого Пантелеймона Целителя.
(за фотографию спасибо
22sobaki ).
В советское время ее обезглавили и превратили в боьничный корпус:
Неподалеку от дачи Безбородко (Пискаревский пр., 3) располагалась Охтинская бумагопрядильная мануфактура.
Ее цеха были построены в 1852-54 годах по проекту архитектора Р. А. фон Генрихсена.
Одно время они имели статус вновь выявленных памятников архитектуры, но в 2005 году их лишили этого статуса, после чего снесли, оставив только водонапорную башню:
А по адресу Пискаревский проспект, дом 2 в советские времена стоял один из корпусов завода "Россия". А в 2007 году он был перестроен в бизнес-центр "Бенуа".
Проект составил архитектор С. Чобан.
Фасад здания, выходящий на Пискаревский проспект, украшен репродукциями театральных эскизов Александра Бенуа (известный художник провел здесь свои детские годы) и выглядит весьма симпатично:
Противоположный фасад украшен увеличенным фрагментом складки ткани одной из декораций, созданной Бенуа. Получилось тоже неплохо, хотя, вероятно, учитывая близость дачи Безбородко, стоило бы несколько приглушить яркие тона.
А вот главный ужас - это рекламный плакат весьма ядреной расцветки, "украшающий" торец здания.
Забавно, что в изображенных на плакате офисах работа идет только в половине из них. Остальные либо пустуют, либо работники оттягиваются на всю катушку. Видимо, это и есть "бизнес по-русски". ;-)