Дача Безбородко. От Баженова до Чобана.

Feb 19, 2010 01:04

Правый берег Невы в целом не слишком интересен для туристов. В основном там стоят унылые корпуса заводов или дома, построенные в 60-70е годы. Однако и там попадаются весьма интересные места, среди которых первое место держат окрестности дачи Безбородко. Главной достопримечательностью является сама дача:

 
 
В 17-м столетии здесь находилась усадьба с садом, принадлежавшая коменданту крепости Ниен, а в середине следующего, 18-го столетия здесь находился древесный питомник. В 1773 году он был пожалован статс-секретарю Екатерины II Г. Н. Теплову, для которого В. И. Баженов строит усадебный дом в готическом стиле.

 

В 1782 году участок перешел в руки другого соратника Екатерины II - канцлера А. А. Безбородко. В 1783-84 годах здание было перестроено Джакомо Кваренги в стиле классицизм.

 

Здание построено по классической схеме, придуманной еще Палладио.
Центральный корпус

 
 
 

соединяется галереями

 
 
с двумя флигелями:

 


 
Галереи первоначально были открытыми, как в Италии. Но питерский климат несколько отличался от итальянского, поэтому в итоге галереи перестроили, превратив в закрытые.

 

Курдонер отделяет от улицы ограда, украшенная 29 сидящими львами:

 


 
 
 
Среди авторов ограды предполагают Кваренги и Н. А. Львова (собственно говоря, не так давно ему приписывали и авторство дома, что вполне логично, учитывая близкие отношения Безбородко и Львова).

 
 
 

А на берегу реки находится пристань, украшенная сфинксами, вазами и львиной маской.

 


 
 
 



 


 
В 1855-1870 годах усадьбой владел литератор и меценат граф Г.А. Кушелев-Безбородко. Его гостями были Гончаров, Писемский, Майков. 

  
 

 

А летом 1858 года здесь останавливался Александр Дюма-отец, оставивший описание усадьбы: "Мы остановились перед большой виллой, два крыла которой полукругом отходили от главного корпуса. На ступеньках подъезда выстроились слуги графа в парадных ливреях. Граф и графиня вышли из кареты, и началось целование рук. Потом поднялись по лестнице на второй этаж в церковь. Как граф и графиня переступили порог, началась обедня в честь «благополучного возвращения», которую достопочтенному священнику хватило ума не затягивать. По окончании все обнялись, невзирая на ранги, и по распоряжению графа нас проводили каждого в свое помещение. Мои апартаменты были устроены на первом этаже и выходили в сад. Они примыкали к большому прекрасному залу, используемому как театр, и состояли из прихожей, маленького салона, бильярдной, спальни для Муане и меня. После завтрака я отправился на балкон. Передо мной открылся чудесный вид - к реке от набережной спускаются большие гранитные лестницы, над которыми воздвигнут шест футов пятьдесят высотой. На вершине шеста развевается знамя с графским гербом. Это - пристань графа, куда ступила Великая Екатерина, когда оказала милость Безбородко и приняла участие в празднике, устроенном в ее честь."

 


 
  
В 1896 году на территории дачи разместилась Елизаветинская община сестер милосердия. Позади усадебного дома выросли многочисленные больничные корпуса, построенные архитекторами Н. Н. Набоковым и П. Ю. Сюзором.

 


 


 

Часть из них находится не в лучшем состоянии:

 


 

 
 

Зато другие (они расположены за оградой, и похоже, превращены в бизнес-центр) блещут евроремонтом:

 


 


 


 
В 1899-1901-м годах архитектор А. В. Кащенко строит при больнице церковь Святого Пантелеймона Целителя.

 (за фотографию спасибо 22sobaki ).
В советское время ее обезглавили и превратили в боьничный корпус:

 


 
 
Неподалеку от дачи Безбородко (Пискаревский пр., 3) располагалась Охтинская бумагопрядильная мануфактура.

 
 
Ее цеха были построены в 1852-54 годах по проекту архитектора Р. А. фон Генрихсена.


 
Одно время они имели статус вновь выявленных памятников архитектуры, но в 2005 году их лишили этого статуса, после чего снесли, оставив только водонапорную башню:

 

А по адресу Пискаревский проспект, дом 2 в советские времена стоял один из корпусов завода "Россия". А в 2007 году он был перестроен в бизнес-центр "Бенуа".

 
 

 

Проект составил архитектор С. Чобан.

 

Фасад здания, выходящий на Пискаревский проспект, украшен репродукциями театральных эскизов Александра Бенуа (известный художник провел здесь свои детские годы) и выглядит весьма симпатично:  

 


 


 
Противоположный фасад украшен увеличенным фрагментом складки ткани одной из декораций, созданной Бенуа. Получилось тоже неплохо, хотя, вероятно, учитывая близость дачи Безбородко, стоило бы несколько приглушить яркие тона.

 

А вот главный ужас - это рекламный плакат весьма ядреной расцветки, "украшающий" торец здания.


Забавно, что в изображенных на плакате офисах работа идет только в половине из них. Остальные либо пустуют, либо работники оттягиваются на всю катушку. Видимо, это и есть "бизнес по-русски". ;-)

 
 

Баженов В. И., фон Генрихсен Р. А., Дореволюционная архитектура, Кащенко А. В., Сюзор П. Ю., Петербург, Кваренги Д., Львов Н. А., Чобан С., История, Набоков Н. Н., Современная архитектура

Previous post Next post
Up