"Она шарахается автомобильных гудков. Любит звоночки коночек."

Feb 27, 2009 09:39

Первые конки появились в США еще в 1832-м году. Но до Петербурга новый вид транспорта добрался только через тридцать лет. 21 сентября 1862 года был утвержден устав 1-го Товарищества конно-железных дорог. Его учредителями были генерал-адъютант граф Адлерберг, действительный статский советник граф Строганов, гвардии полковник Дитмар и севастопольский купец 1-й гильдии Каншин. К 1863-му году были построены первые три линии.

 Их королевские Высочества принц и принцесса Пьемонтские в экипаже конно-железной дороги перед Николаевским вокзалом. Гравюра Э. Дамюллера с рисунка А. Бальдингера
Газета "Северная Пчела" сообщала: "Товарищество железно-конной дороги открыло, наконец, свои действия. В воскресенье 1 сентября после молебствия, в 3 часа, двинулся от церкви Благовещения (у Николаевского моста) первый пассажирский поезд, состоящий из двух вагонов. Вслед за ним началось уже правильное движение через каждые полчаса от вокзала Николаевской железной дороги к Дворцовому мосту и обратно. Вагоны очень хороши и просторны; езда спокойна, цены умеренны - 5 коп. внутренние места и 3 коп. - наружные. Прислуга и кучер одеты чисто и опрятно. Лошади сильны и здоровы. Проезд в один конец совершается в четверть часа со всеми остановками, назначенными для приема пассажиров, - раз восемь".
Впрочем, надо отметить, что вагоны были не столь уж и удобны. Серьезным недостатком было отсутствие лестницы на империал. Вместо нее были ступеньки на отвесной стенке вагона, так что поднимающийся наверх рисковал получить по голове ногой спускающегося вниз. Вероятно, именно такая конструкция вагона повлекла за собой запрет для женщин ездить на империале. 

 Конки на Невском проспекте перед Гостиным двором. С рисунка 1860-1880х гг. 
В первые же месяцы выяснилось, что линии работают в убыток, поскольку являются слишком короткими (общая длина их составляла всего восемь верст). Товарищество обратилось с прошением о продолжении существующих и устройстве новых линий. Однако комиссия при Городской думе ответила: "Конно-железные дороги действительно облегчают сообщение, особенно для недостаточных обывателей столицы, но другая часть столичного населения, комиссией признанная наиболее значительною, не пользуется этим сообщением, а терпит от оного весьма существенные неудобства". К комиссии присоединился и губернатор Петербурга, заявив: "С своей стороны я вполне разделяю мнение Общей думы, что существующие в здешней столице конно-железные дороги представляют столь значительные неудобства, что дальнейшее распространение оных допущено быть не может". С сопротивлением богатых и знатных обитателей Петербурга конке приходилось встречаться и позднее, примером чего служит это обращение великой княгини Екатерины Михайловны к Петербургскому градоначальнику Ф. Ф. Трепову с просьбой воспрепятствовать прокладке пути конно-железной дороги перед Михайловским дворцом от 13 октября 1876 г:

 
Убыточную компанию продали в 1875-м году лондонской фирме "Э. Эрлангер и Ко", а по окончанию срока концессии, в 1898 году, дорога перешла в собственность города.

  Чертеж станции конно-железного пути, проектируемого в Петербурге на Петербургской стороне и Васильевском острове. 1870 г.
Однако, потребность города в общественном транспорте все росла. И в мае 1874 года Городская дума признала необходимым объявить конкурс на строительство сети конно-железных дорог. По условиям конкурса общая длина сети должна была составлять не менее 80-ти верст, а право выбора направления отдельных линий предоставлялось предпринимателям. В конкурсе победила заявка, поданная статским советником С. Д. Башмаковым и коммерции советником П. И. Губониным.

 
В апреле 1876 года они учредили Акционерное общество конно-железных дорог с капиталом в 7,5 миллионов рублей.
Чертежи вагонов Петербургской конно-железной дороги. Предельная расчетная вместимость - 45, 61 и 77 человек:

 

 

 
К середине 1876 года было построено 83 версты и 337,5 саженей путей, а также 6 парков с депо для размещения, осмотра и ремонта вагонов и конюшнями для лошадей. Движение открывалось по мере готовности всех сооружений на вводимых линиях (на некоторых из них предусматривалась в зимнее время замена вагонов санями).

 Проект навеса (без скамейки) на остановке конно-железной дороги на Каменноостровском проспекте. 1887 г.
В 1877 году выяснилось, что некоторые из введенных в действие маршрутов убыточны. В целях экономии на них использовались в основном одноконные вагоны без империалов, а для летнего движения - платформы с навесом и боковыми шторами. Тем не менее, компания работала в убыток. В результате Общество вынуждено было в 1879 году просить Городскую думу о разрешении повысить стоимость проезда во избежание банкротства.

 Стоянка конок у Александровского сада.
Городская дума дала разрешение повысить тариф на одну копейку с пассажира и закрыть бездоходные линии, однако в ответ с общества потребовали проложить новые маршруты взамен закрываемых, увеличить длину сети на 10 верст и проложить вторые пути на наиболее загруженных маршрутах.
Несмотря на повышение цен, вплоть до 1884 года дорога продолжала работать в убыток и только в 1885 году Общество начало получать прибыль.

 Остановка конки возле Николаевского вокзала. Начало 1900-х гг.
В 1878 году открылась также Невская пригородная конно-железная дорога. Линия в один путь была проложена от Знаменской площади (ныне - площадь Восстания) вдоль Шлиссельбургского тракта до села Мурзинки (ныне - район метро Ломоносовская).

 
Запрет для женщин ездить на империале продержался вплоть до начала XX века. Активное обсуждение этого запрета началось в 1902-м году. Известия Санкт-Петербургской Городской думы писали: "Из кратких сведений, сообщенных по сему делу, оказывается, что запрещение женщинам садиться на империалы последовало при самом начале существования конно-железных дорог, когда устройство наружной лестницы вагона было весьма неудобно и, с одной стороны, представляло для женского пола опасность от падения, с другой стороны, при прежни фасонах женской одежды, с широкими юбками, давало повод к неуместным шуткам. Ныне вагоны давно перестроены, и наружные лестницы устроены так, что женщина или девушка легко может подняться на империал, притом как устройство лестниц, так и нынешний разумный покрой женского платья совершенно устраняют возможность видеть женскую ногу выше того, что дозволяется требованиями приличия, и потому к дальнейшему запрещению женскому полу подниматься на империал нет оснований."  Наконец, 4 мая 1903 года запрет пал.

 Конка на Аничковом мосту. На империале уже можно видеть женщин. 1906 г.
Впрочем, радовались далеко не все. Поэт Н. Глистик разразился следующим стихотворением:

Когда-то был пленен я прекрасною картиной -
Садилась дама чинно в роскошный экипаж.
С улыбкою счастливой, с прелестной детской миной
Придерживал ей дверцу веселый юный паж.

Шуршанье кринолинов, сиянье диадемы,
Ливрейные лакеи и мраморный портал…
Увы! В далеком прошлом остались эти сцены,
Во дни давно минувшие ушел мой идеал!

А ныне… Боже правый! Озлобленной толпою
Эмансипэ-фемины берут империал -
Вот крыша конки пала, захваченная с бою…
А ругань пассажиров! Кто только не орал!

На каждой остановке уж не без потасовки.
Да, зонтиков удары страшнее, чем клинки…
Кондуктор страшно злится, но двери нет - закрыться
От рьяных пешеходов, желающих войти.

Проехавши раз в конке, расхлябанной вагонке,
Увидевши на деле российский наш народ
С помятыми боками (двум-тремя пинками),
Я против равноправия открою смело рот!

Нет, что ни говорите, меня не убедите:
Хвалите демократию - рассудку вопреки,
Но восхищайтесь издали, в извозчике сидите,
А в конке иль в собрании - нет, Боже упаси!


 На улицах Санкт-Петербурга. С рисунка 2-й половины XIX-го века.

А неизвестный народный поэт высказался так:

Городская дума
Тоже насмешила:
Ездить бабам наверху
Конки разрешила.

 У станции конно-железной дороги зимой. Рис. К. Тихомирова
Случалось, что конку использовали и для других целей. Так, 17 января 1874 года торжественно перевозили на Николаевский вокзал спасательные лодки для дальнейшей их отправки по железной дороге:


Использовались конки и для перевозки раненных:

 Погрузка в вагоны конно-железной дороги прибывших на Николаевский вокзал раненных под Горным Дубняком. 2 ноября 1877 г.

 Конки, доставляющие прибывших с Дальнего Востока раненных в Николаевский военный госпиталь. 1905 г. Фотограф К. Булла.
Впоследствии трамвай отодвинул конку на второй план, но тем не менее, она продержалась в городе вплоть до 1917 года, когда постановлением Городской думы ее закрыли в связи с нехваткой лошадей.

 Конечная остановка конки у Московских ворот. Нач. 1900-х гг. Фотограф К. Булла

 На Невском проспекте в дни коронационных торжеств. Справа бутафорский фасад, скрывающий перестраиваемое здание Пассажа. 1896. Фотограф К. Булла.

 Перспектива Невского проспекта. Начало 1900-х гг.

 Угол Невского проспекта и Михайловской улицы. Вид на здание Волжско-Камского коммерческого банка. Нижний этаж занимает издательство А. С. Суворина. До 1900 г. Фотограф К. Булла

 Невский проспект перед Казанским собором. На месте здания нынешнего Дома книги еще обычный доходный дом. 1896 г.

 Конечная остановка конки у гостиницы "Европа" на Михайловской улице. Начало 1900-х гг.  Фотограф К. Булла.


 Разъезд конок на Невском проспекте. 1906 г. Фотограф К. Булла.

 На империале конки. 1900 г. Фотограф К. Булла

 Императорская Академия художеств. 1903 г.

 Перспектива Николаевской набережной. Начало 1900-х гг. Фотограф К. Булла

 На Биржевой площади. Стрелка Васильевского острова. 1903 г. Фотограф К. Булла

 У Фондовой биржи. 1906 г.

 Конка на Дворцовом плашкоутном мосту. Третья лошадь - пристяжная - для облегчения подъема на мост. 1905-1906 гг.

 На империале конки. Начало 1900-х гг.

 Возле Исаакиевского собора. Начало 1900-х гг.

 Конка на остановке "Дворцовая площадь". Нач. 1900-х гг. Фотограф К. Булла

 Конка на Ново-Калинкином мосту. Нач 1900-х. Фотограф К. Булла.

 Конка на Лиговской улице. 1906 г.

 Остановка конок на площади перед Технологическим институтом. 1903 г. Фотограф К. Булла

 На Cадовой улице. 1900 г. Фотограф К. Булла

 Конка на Петергофском тракте. 1905 г. Фотограф К. Булла. 

История, Булла К., Петербург

Previous post Next post
Up