Переход от конки на лошадиной тяге к трамваю на тяге электрической совершился далеко не сразу. Более того, хотя необходимость введения механической тяги была достаточно очевидной, какой будет эта тяга, было еще далеко не очевидно. У электричества было много конкурентов - пневматическая тяга, канатная дорога. И не последними среди этих конкурентов были обыкновенные паровозы, или, как их называли в те времена, "паровая конка".
Паровик. 1910 г.
В Санкт-Петербурге опыты по применению паровой тяги начались в 1880 году. В протоколе комиссии от 11 августа 1881 года по испытанию паровозов на Лесной линии отмечалось: "Паровоз, двигатель № 863 завода «Краусс и Ко» в Мюнхене, при двух вагонах с империалами двинулся от клиники Виллие в 2 ½ часа и следовал по Лесной линии до конца ее на Муринском проспекте при средней скорости 10 верст в час. При следовании замечено, что паровоз, отапливаемый коксом, несколько дымит. При подъеме на гору близ Новосильцевской церкви была применена форсовая тяга, вследствие чего паровозный пар с дымом и шумом выходил густыми клубами на пассажиров, следовавших на империале ближайшего к паровозу вагона… При обратном следовании…первый от паровоза вагон на крутом повороте сошел с рельс.
В оба пути проехало мимо паровоза 106 лошадей, из них собственных - шесть, остальные - извозчики ломовые и легковые, а также телеги; лошади частию проходили спокойно, другие настораживали уши, случаев значительного испуга лошадей, поднимающихся на дыбы или бросающихся в сторону, было до десяти…".
Проявив глубокое знание лошадиной психологии, представители Акционерного общества конно-железных дорог отмечали: «испуг является не от шума выпускаемого пара, а только от того, что лошадь видит большой экипаж, двигающийся безо всякой понятной причины».
Невзирая на испуг лошадей, «паровой трамвай» начал свое регулярное движение на окраинах города.
С 1884 года на Невской пригородной линии паровичок стал ходить от Знаменской площади до Стеклянного завода, а с 1898 года - до села Мурзинки.
Пригородная паровая конка на Староневском проспекте. Начало 1900-х гг.
В 1916-м году паровик сменили электрические трамваи.
Паровик на Староневском проспекте. Вдали Александро-Невская лавра. Начало 1900-х гг. Фотограф К. Булла
А с июня 1886 года началось регулярное движение «паровых конок» по Лесной линии. Начавшись на два года позже, оно завершилось на два года раньше. Трамваи пошли по этой линии в июне 1914 года.
Паровичок на Большом Сампсониевском проспекте. Слева
памятник Петру I. 1909 год. Фотограф К. Булла.
Ходили паровики и по Васильевскому острову до Галерной гавани, о чем мы можем судить по этой гравюре.
Помимо парового двигателя, были в Петербурге и опыты по использованию двигателя внутреннего сгорания (в те времена он звался "газомотором").
Экспонаты на выставке в Городской думе. Начало 1900-х гг. Фотограф К. Булла.
Поскольку выхлоп от него был куда чище, чем от паровоза, допускали его и на Невский проспект.
Вагон конки с газомотором, ведущий обычный вагон конки. Начало 1900-х гг. Фотограф К. Булла
Транспорт на Невском проспекте. В центре - газомоторный вагон. 1901 г. Фотограф К. Булла.
Хотя общая протяженность линий паровика была невелика и в разы уступала как конке, так и трамваю, паровик смог войти в русскую поэзию. Анна Ахматова вспомнила о нем в 1961-м году, когда писала стихотворение "Петербург в 1913 году":
За заставой воет шарманка,
Водят мишку, пляшет цыганка
На заплеванной мостовой.
Паровик идет до Скорбящей,
И гудочек его щемящий
Откликается над Невой.
В черном ветре злоба и воля.
Тут уже до Горячего Поля,
Вероятно, рукой подать.
Тут мой голос смолкает вещий,
Тут еще чудеса похлеще,
Но уйдем - мне некогда ждать.