Недавно мы с друзьями совершили еще одну автопрогулку, на этот раз по Псковской области. И первой точкой нашего маршрута стали музеи-усадьбы Любенск и Вечаша, связанные с именем Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Римский-Корсаков был большим любителем природы, поэтому он с семейством старался каждое лето снять дачу (причем желательно где-нибудь в глуши). И в 1894-м году он впервые снимает на лето усадьбу Вечаша (всего он будет жить здесь шесть сезонов - в 1894, 1895, 1898, 1899, 1904, 1905 годах). А в 1907-м году композитор снимает на лето усадьбу Любенск, которую осенью того же года приобретает в собственность на имя своих младших детей Андрея, Владимира и Надежды. Именно в Любенске Римский-Корсаков и скончался летом следующего, 1908-го года, а его семейство владело этой усадьбой вплоть до 1920-го года.
В наши дни обе усадьбы представляют собой единый музей-заповедник. Свое знакомство с ним мы начали с Любенска.
Увы, большая часть построек усадьбы погибла, в том числе усадебный дом. В 1995-м году его реконструировали, однако в 2022-м году в ходе ремонта усадьба сгорела вновь, так что сейчас от нее осталось только одно крыло:
А так выглядела эта усадьба до революции (автор всех старых фотографий, которые будут использованы в этом посту, композитор, ученик и зять Римского-Корсакова Михаил Осеевич Штейнберг):
Экспозиция внутри оставшегося крыла вызывает в памяти афоризм "чистенько, но бедненько":
Рядом с усадьбой находится одна из двух построек, сохранившихся со времен Римского-Корсакова. Это ледник:
Заходим внутрь:
Обратите внимание, что кирпич имеет разный цвет: основная часть - красная, остальной - белая. Красный кирпич остался со времен композитора, белый - модернизация уже советских времен, когда в усадьбе был совхоз (ныне покойный):
Обратите внимание на то, что яблоки и картофель хранятся в подвешенном виде. Это сделано для защиты от грызунов:
Любопытный артефакт - дореволюционные банки для варенья (Римский-Корсаков, кстати, был большим фанатом этого продукта). От современных они отличаются по форме, оптимизированной под обвязку шпагатом:
Яблоневый сад ведет свою историю с дореволюционных времен. Семейство композитора обычно продавало яблоки оптовикам, которые и собирали урожай. Доход от сада позволял покрыть часть расходов на содержание усадьбы.
Обходим усадебный дом с другой стороны:
А так усадьба выглядела раньше:
По словам экскурсовода, во времена Римского-Кораскова вдали этого пейзажа можно было увидеть озеро Песно (что композитор весьма ценил), но в наши дни это уже невозможно, поскольку выросли деревья:
И еще два кадра примерно с одной точки - Штейнберга и мой:
Продолжаем прогулку по парку (точнее той части, которая от него осталась, так как часть территории совхоз в свое время пустил под сельское хозяйство):
Второе подлинное здание усадьбы - конюшня:
Сейчас в ней сделан небольшой музей сельскохозяйственной утвари:
Машина Гельштейна - первая в СССР льночесальная машина, производившаяся с 1931-го года во Пскове:
Часть экспозиции выстроилась снаружи, у стены конюшни. Конные грабли:
И необычной формы борона:
Реконструкция дома для прислуги (сейчас в нем размещаются экскурсоводы музея):
Также в усадьбе был вот такой дом для гостей:
Стоял он примерно где-то здесь:
Из Любенска мы направились в усадьбу Вечаша. Здесь тоже восстановлен усадебный дом (в 1929-м он был разобран на стройматериалы):
Экспозиция внутри тоже никакая, так что экскурсоводы в основном рассказывают про музыку Римского-Корсакова:
В одной из комнат небольшая выставка фарфора 50-х годов по мотивам опер композитора:
И шлем с кольчугой, в которых Шаляпин играл Ивана Грозного в опере "Псковитянка":
Неподалеку от дома установлено надгробие основателя усадьбы Д. В. Татищева (похоронен он был не здесь, но в связи с утратой захоронения надгробие перенесли в усадьбу):
Однако лучшее в усадьбе - природа (благо нам еще и повезло с погодой). Парк удивительно красив:
Вид на озеро Песно:
И тот же вид на фото Михаила Штейнберга:
И еще одно его фото этих мест: