"Мастер и Маргарита".

Feb 10, 2024 16:00

На днях я сходил в кино на «Мастера и Маргариту». В целом к российскому кино я отношусь с понятной опаской, и именно на российские фильмы хожу довольно редко, однако тут сложилось сразу несколько доводов «За». Во-первых, это экранизация одной из моих любимых книг. Еще в детстве, когда я болел, отец читал мне отдельные сцены из романа - эпизод, где Бегемот отстреливается от энкаведешников, и где Бегемот с Коровьевым пытаются прорваться в ресторан «Грибоедов» (хотя всю прелесть этого последнего эпизода я понял уже, разумеется, заметно позже). Позднее я перечитывал роман несколько раз и отдельные фразы из него регулярно использую в качестве «крылатых выражений», так что посмотреть экранизацию этого произведения мне было интересно. Во-вторых, заинтересовало, что на роль Воланда был взят Август Диль, актер весьма интересный (я его запомнил еще с «Бесславных ублюдков» Тарантино). А окончательную точку в моем решении сходить поставили отзывы во френдленте, причем отзывы были весьма разнонаправленные, одни фильм хвалили, другие ругали.
Итак, фильм я посмотрел, и не жалею о потраченном времени и деньгах. Это не шедевр на все времена, но это вполне достойное кино (я бы оценил его на твердую четверку), смотреть которое мне было интересно. В первую очередь следует похвалить авторов за отсутствие попытки перенести на экран булгаковский роман «как есть» (обычно такие попытки крайне редко приводят к успеху, поскольку кино и литература - слишком разные жанры). Вместо этого авторы попытались создать свою историю, отталкиваясь от булгаковского романа: главный герой - некий драматург, пьесу которого сняли с постановки, начинает писать роман «Мастер и Маргарита», и мы наблюдаем события в двух пластах реальности: жизни этого драматурга и самого романа. Роман, при такой подаче, разумеется выходит скомканным, так что Булгакова лучше прочесть до просмотра фильма, но лично мне с учетом того, что текст романа я знаю практически наизусть (а также моей матушке - я ходил в кино вместе с ней) это совершенно не мешало. Получающаяся же история, на мой взгляд, вышла достаточно интересной и вполне «булгаковской» (даже апокалиптическая концовка романной линии с горящей Москвой вполне согласуется с текстом одного из вариантов романа). Местами история чуть затянута, но в целом смотреть ее мне было интересно.
Стоит отметить очень любопытный визуал «романного плана», который происходит в некоей фантастической Сталинской Москве с построенным Дворцом Советов и кучей прочей сталинской архитектуры. И здесь особо интересно, что в роли Москвы в основном снимается Питер. Так, Патриаршие пруды изображает преображенная Московская площадь с Домом Советов (правда с боков от него выстроили фантастического вида сталинки в духе одного из конкурсных проектов), также вполне опознаются Дом советов Московского района и здание ГОИ на Биржевой линии, 16 (также, кажется, в фильме промелькнула арка жилого дома начсостава НКВМФ, построенного Левинсоном и Фоминым на Петровской набережной). Местом для бала Сатаны стал центральный зал Музея Этнографии, а домом с «нехорошей квартирой» стал дом по адресу Таврическая ул., 5. Что интересно, съемки при этом велись не только в Питере (так, часть эпизодов явно снята в Москве у Библиотеки имени Ленина). Интересно, с чем связано такое решение снимать Москву в Питере (хотя меня как питерца оно не может не радовать, поскольку означает признание того факта, что Питер лучше Москвы даже в роли самой Москвы :-) )?

Кино

Previous post Next post
Up