Наконец-то я выбрался в Мраморный дворец, где еще с октября прошлого года проходит выставка "Школа Филонова". Самого Филонова на выставке представлена только одна работа (да и то довольно слабая), зато подробно представлено творчество его учеников. Надо сказать, шел я на выставку с некоторой опаской (Филонов обладал слишком яркой индивидуальностью, которая оставляла сильный отпечаток на творчестве практически всех, кто учился у него - хорошее качество для художника, но не лучшее для педагога), однако выставка оказалась очень даже симпатичной.
Одни из самых впечатляющих экспонатов выставки - четыре больших панно, выставлявшихся на выставке 1928-го года в Доме печати (именно после этой выставки было официально оформлено художественное объединение МАИ - «Коллектив мастеров аналитического искусства (школа Филонова)»).
Алевтина Мордвинова. "Казнь революционера":
Эдуард Тэнисман. "Рабочий, сидящий за столом":
Юрий Хржановский (кстати, он является отцом известного мультипликатора Андрея Хржановского). "Сибирские партизаны"
Софья Закликовская. "Старый и новый быт".
Эскизы к знаменитой постановке "Ревизора" в театре Дома печати, который коллективно оформляли филоновцы.
Андрей Сашин.
Степан Ильич Уховертов, частный пристав:
Бобчинский:
Добчинский:
Хлестаков:
Артур Ляндсберг. Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.
Пожалуй, самой интересной фигурой среди представленных на выставке, был Николай Евграфов. Он смог переработать филоновскую манеру в свой собственный стиль, и у него получились очень интересные работы. К сожалению, он погиб в 1941-м году на Карельском фронте.
Его автопортреты 30-х годов:
Работы в "филоновском стиле":
И в своем собственном:
Другая очень интересная фигура на выставке - скульптор Иннокентий Суворов (к сожалению, работ его сохранилось крайне мало, большая часть работ, которые хранились в его мастерской в 1946-м году были уничтожены). На выставке было представлено две его работы.
"Мысль" (она также экспонировалась на выставке 1928-го года):
И "Мужская голова", в наши дни обычно выставляющаяся в постоянной экспозиции корпуса Бенуа:
Евгений Кибрик (один из крайне редких примеров филоновца, который смог сделать успешную художественную карьеру - впоследствии он стал известным книжным графиком, академиком и даже лауреатом Сталинской премии). "Портрет Веры Кетлинской":
Софья Закликовская. "Двор" (очень питерский пейзаж):
Татьяна Глебова "Две художницы" (это автопортрет ее самой и ее подруги Алисы Порет, с которой они часто делали совместные работы):
Интересные работы Павла Зальцмана:
Самая известная работа Василия Купцова "Ант-20 "Максим Горький". Сам Купцов официально не входил в МАИ, однако поддерживал дружеские отношения с филоновым и его учениками, а когда началась травля Филонова, пытался защищать его. После того, как его несколько раз вызвали на допрос в НКВД, он покончил с собой. К сожалению, мало что осталось и от его творческого наследия, основная часть работ хранилась в псковском музее и войны не пережила.
Очень интересная графика Алисы Порет.
Иллюстрации к "Калевале":
И к эпосу манси "Янгал-Маа"
Известный книжный график и карикатурист (позднее он был членом "Боевого карандаша") Валентин Курдов. Правда, назвать его учеником Филонова - некоторая натяжка, поскольку он успел поучиться практически у всех лидеров авангарда - Матюшина, Филонова, Малевича.
"Торговец швабрами":
"Торговец шнурками":
В целом, выставка, как я уже сказал, весьма любопытная, и если мой рассказ заинтересовал, то посетить ее еще есть время (она работает до 29 января)