В этот день 82 года тому назад, 20 ноября 1941 года начала работать ледовая трасса Дороги жизни. Утром этого дня батальон конно-транспортного полка Ленинградского фронта (350 санныых упряжек) отправился от Вагановского спуска на восточный берег Ладожского озера. К вечеру он достиг Кобоны, загрузился 63 тоннами муки и отправился в обратный путь, доставив 21 ноября свой груз в Осиновец.
Особую роль в работе Дороги жизни играла станция Ржевка, которая превратилась в важный перевалочный центр. Собственно говоря, именно от этой станции и начиналась автотрасса Дороги жизни. Об этом в наши дни напоминают два мемориала, которым и будет посвящен сегодняшний пост. Один из них - памятник "Регулировщица":
Он был создан в 1986-м году архитектором А. Д. Левенковым и скульпторами Я. А. Имрановым и Б. А. Изборским.
Помимо памятного знака частью монумента является 85-мм зенитное орудие 52-К
Изначально оно стояло непосредственно у станции Ржевка, а после создания памятного знака присоединилось к нему.
Изначально мемориал находился в другом месте, у знака нулевой километр Дороги жизни.
К сожалению, в 2004-м году, в ходе строительства КАД памятный знак был уничтожен. Однако в 2007-м году памятник восстановили, переместив к знаку 1-го километра Дороги Жизни.
Непосредственно сам знак воссоздал скульптор А. С. Бодяков.
От Ржевки грузы требовалось доставить уже непосредственно в Ленинград. Первые семь километров этого пути получили название "Ржевского коридора". В 1985-м году этот путь отметили четырьмя мемориальными стелами.
Они стоят на углу Ржевской улицы и улицы Красина:
На углу улицы Красина и улицы Коммуны:
На шоссе Революции у Ильинского сада:
И на шоссе Революции между Бокситогорской улицей и насыпью железной дороги:
Стелы были созданы по проекту архитектора В. С. Лукьянова. На них находится табличка "Ржевский коридор блокады":
И четыре барельефа, опоясывающих ее: