Москва. "Николай Рерих" на Крымском валу.

Nov 15, 2023 16:00

Еще одна выставка, проходившая на Крымском валу, была посвящена творчеству Николая Рериха. Если на двух предыдущих выставках мы с женой ходили практически в гордом одиночестве, здесь была толпа народа (хотя на мой взгляд и выставка графики, и вещи из Перми были сами по себе куда интереснее). Это в некотором роде печально, поскольку Рерих - далеко не лучший из русских художников XX века (слишком уж он склонен к самоповторам, особенно в поздних вещах). Однако фигура эта чрезвычайно распиаренная (в том числе за счет не столько живописи, сколько своих мистических идей, так что в наши дни он даже стал героем анекдота), так что такая реакция публики совершенно неудивительна.
Сама выставка не очень велика, и совсем новых вещей, мной не виденных ранее, было сравнительно мало. Однако сделана выставка была образцово. Тут и эффектное оформление пространства




И цитаты из самого Рериха:


И его документы и личные вещи:


И половецкие статуи и предметы индийского искусства:




Но вот то, что меня особо порадовало и одновременно огорчило - это знаменитый "Богатырский фриз" из питерского дома Бажанова, причем впервые я увидел его целиком и в виде "комнаты":




Порадовала меня возможность увидеть его целиком и "как надо", а вот огорчил меня тот факт, что для этого мне пришлось ехать в Москву, хранится то фриз в Русском музее, и отдельные его части регулярно выставляются. Но вот выставить его правильно и целиком Русский музей почему-то не смог.


И вообще, если в свое время выставки Русского музея отличались отличным оформлением и размещением, то в наши дни они делаются откровенно на отъе...сь. Самый характерный пример - выставки Врубеля в Москве и в Питере. Кстати, оформление выставок - не единственное ухудшение в работе Русского музея. Так, если прежде они активно занимались музейной педагогикой (при музее были курсы для учителей и т. п.), то сейчас откровенно на нее забили, и педагогу попасть со своими детьми в Русский возможно только с заранее заказанной музейной экскурсией, причем экскурсии могут совершенно не подходить для детей, а экскурсоводы - не уметь с детьми работать от слова совсем (для сравнения, в Эрмитаже педагоги с детьми могут свободно вести экскурсии, причем при этом предоставляются бесплатные билеты самому педагогу и сопровождающим группу взрослым).


Вот эти его куски я увидел вообще впервые:




Очень интересно был выставлен один из главных экспонатов выставки - задник к балету "Половецкие пляски". Полотно реально огромное, поэтому осматривать его можно сразу с двух этажей - с первого и со второго (правда, целиком оно в кадр все равно не лезет, но тут уж ничего не поделаешь):








Еще несколько экспонатов, показавшихся мне любопытными.
Иконостас для церкви иконы Казанской Богоматери усыпальницы Каменских. 1907 год:







"Бой. 1906



"Город строят". 1902



"Строят ладьи". 1903



"Бой со змием". 1912 (работа, кстати, удивительно похожа на то, что лет через 50 будет делать Маврина)



И отличный портрет Рериха работы Бориса Григорьева:

Музеи, Выставки, Путевые заметки, Москва и окрестности

Previous post Next post
Up