Следующей остановкой в поездке по Тверской области стали руины усадьбы Грузины, когда-то одной из самых богатых в Тверской губернии. У входа в нее стоит камень с вделанным в него крестом. На камне когда-то была надпись, но сейчас она практически нечитаема:
Принадлежала усадьба семейству Полторацких, Марку Федоровичу
и Агафоклее Александровне (в девичестве Шишковой). Именно ей семейство и обязано своим богатством. Агафоклеи Полторацкая отличалась деловой хваткой, и начав с очень небольшого состояния, обзавелась имениями на 4 тысячи душ, устроила в них винокуренные и другие заводы, держала на откупе почти всю Тверскую губернию. При этом (как и у многих успешных предпринимателей) характер у нее был очень жесткий и семейство она держала "в ежовых рукавицах".
Название усадьбы Грузины связано с церковью Грузинской богоматери, построенной в 1733-м году и до наших дней, увы, не сохранившейся (ее взорвали в 1944-м году):
От дороги усадьба отделена рекой с каскадом прудов, через который перекинут мост, сложенный из валунов.
И пруды и мост были разбиты по проекту замечательного архитектора Николая Александровича Львова, который дружил с семейством Полторацких и состоял с ними в родстве (кстати, он же построил для Полторацких
усадьбу Уткина дача в Петербурге).
Перейдя мост, направляемся к усадебному дому. Когда-то он выглядел так:
Увы, в наши дни он стоит заброшенным и постепенно разрушается.
Огромный дом с двумя флигелями был построен в 1760-х годах (согласно воспоминанием Анны Петровны Керн, которая приходилась Полторацким внучкой, автором здания был сам Бартоломео Франческо Растрелли).
В 1820-30х годах усадьбу перестраивает другой великий архитектор, также друживший с семейством Полторацких - Василий Петрович Стасов.
Теперь посмотрим фасад, обращенный во двор:
Заглянем в дом. Здесь царит разруха, но пара пилястр в одной из комнат сохранилась:
Напротив главного дома стоит хозяйственная постройка (вероятно, бывшая конюшня):
Один из участков парка:
На противоположной стороне пруда выстроились в ряд домики:
Меня сильно удивил их странный вид, напоминающий монстров Франкенштейна, однако лишнего времени снимать их у меня не было:
Но как я узнал уже вернувшись из поездки, это сильно перестроенные крестьянские дома, также построенные по проектам Стасова (однако позднее, вероятно в советское время, их решили расширить, что и привело к такому их курьезному виду):