Череповец индустриальный.

Aug 17, 2023 16:00

Продолжу свой рассказ об экскурсии в Череповец и Устюжну. Об архитектуре Череповца я расскажу позднее, а сейчас я несколько забегу вперед и расскажу об экскурсии на завод "Северсталь" (именно из-за возможности поглядеть на настоящий завод я и поехал в эту поездку).
Началась экскурсия с заводского музея. Вокруг него сделана небольшая выставка заводской техники.


Белаз-7547 - самый мощный из автомобилей, использующихся на заводе:






Приводная турбина для подачи воды в котлы для выработки пара (на один котел работает три турбины):


Прокатная клеть - именно из таких клетей и составляются прокатные станы:




Вагон-шлаковоз для транспортировки жидкого шлака:




Сталеразливочный ковш на 380 тонн стали:






Вагон-чугуновоз для транспортировки жидкого чугуна к сталеплавильным печам (по сравнению со сталеразливочным ковшом небольшой, всего на 100 тонн чугуна):




Коксовозный вагон:


Палетта (спекательная тележка) - часть агломерационной машины для спекания мелкого железного сырья в агломерат:




Направляемся в сам музей. У входа всех встречают корзины с новыми и использованными бахилами с очаровательными надписями:




Забавный рыцарь у входа (работа одного из работников Северстали):


Древняя выплавка железа в яме:


Более продвинутый способ с горном и наддувом мехами (именно так выплавляли железо вплоть до XVIII века):


Форма для выплавки ядра и само ядро XVIII века:


Макет водяного кузнечного молота и корабельный гвоздь все того же XVIII столетия:


А тут я этот гвоздь взял в руки для масштаба:


Раздел об истории самой Северстали:


Макет, изображающий митинг в честь выплавки первого чугуна 24 августа 1955 года:




И еще один макет - с представлением на демонстрации первой порции конвертерной стали:


Одежда и каска сталеваров 50-х:




Ложка для стали (я ее с трудом поднял и понял, что в сталевары я не гожусь):


Современная форма сталевара:


Пишущая машинка и чемодан академика Бардина - создателя Северстали (именно он отстоял расположение завода в Череповце):




Судя по чемодану, академик успел сплавать через Атлантику - метка принадлжеит знаменитой компании "Кунард Уайт Стар лайнз" (это объединение компаний "Кунард", которая владела лайнерами "Куин Мери" и "Куин Элизабет" и компании "Уайт Стар", самым известным лайнером которой был "Титаник"):







На втором этаже находятся макеты, иллюстрирующие уже современный техпроцесс.
Доменная печь:




Шредер для металлолома:


Коксовая батарея:


Производство стали в конвертере:




И в электропечах:


Там же у музея я встретил любопытный канализационный люк (в городе такие встречаются довольно часто):


Далее мы сели в микроавтобус и поехали непосредственно на территорию предприятия. Сперва нас высадили на небольшой "смотровой площадке". Смотреть на ней правда было почти нечего, потому как все закрывал забор. Видны были только те части, которые из-за забора торчали, как вот это загрузочное устройство на самой большой домне комбината:




Там же стоял небольшой паровоз. Именно он в 1955-м году и вывез на митинг тот самый первый выплавленный чугун:









Затем мы поехали непосредственно к прокатному стану. К сожалению, непосредственно в сам цех нас не пустили. Вместо этого мы смотрели на то, как идет металл с застекленной галереи на втором этаже. Стекло было мутное и сильно бликовало, так что фотки получились не очень, однако сам процесс весьма впечатляет:














И пара видеороликов. Здесь лист проката заходит в одну из клетей:

image Click to view


А здесь на фоне конвейера поднимают магнитным краном лежащий рядом слиток металла (то ли его сняли для исследования, то ли сбросили с конвейера как брак):

image Click to view


Напоследок мы посмотрели на конвейер прокатного стана с уровня земли, через открытые ворота цеха:





image Click to view


На обратном пути я сделал из автобуса еще пару кадров завода:




"Дымит как улей родной завод" (затрудняюсь сказать, кому принадлежат эти цеха - "Северстали" или химзаводу "Фосагро"):



Музеи, Вологда и окрестности, Путевые заметки

Previous post Next post
Up