В свое время я делал посты, посвященные зданиям московских хлебозаводов-автоматов по системе инженера Марсакова (
завод №5 имени Зотова и
завод №9 имени XVII партсъезда). Однако такие заводы строились не только в Москве, но и в Ленинграде. Здесь их было построено две штуки - Кушелевский (Политехническая ул., 11) и Левашовский (Барочная ул., 4А/ Большая Зеленина ул., 35-37/Левашовский пр., 26х) хлебозаводы. Увы, они прятались за высокими заборами, так что я даже не пытался снять их. Однако если Кушелевский хлебозавод продолжает свою работу и сегодня, Левашовский хлебозавод был закрыт. Прилегающую к нему территорию использовали для жилой застройки, а сам хлебозавод отреставрировали и превратили в культурно-офисный центр. Недавно я наконец выбрался посмотреть это здание, а потому предлагаю взглянуть на него.
Левашовский хлебозавод строился в 1930-1933 годах.
Его авторство долго было неизвестным, так что архитектора пытались установить по стилю. А поскольку в творчестве главы питерского конструктивизма А. С. Никольского встречаются круглые элементы, здание приписали Никольскому. Это утверждение до сих пор встречается в литературе и более того, даже на стенде, посвященном истории хлебозавода, установленном внутри здания, именно Никольский указан автором.
Однако еще в 2020-м году в журнале "Архитектурное наследство" вышла статья М. С. Штиглиц (ведущего специалиста по промышленной архитектуре Петербурга), в которой она указывает в качестве автора хлебозавода совсем другого архитектора - Д. П, Бункина.
Он гораздо менее известен, чем Никольский, и практически всю свою архитектурную карьеру посвятил созданию хлебозаводов (единственное исключение - проект двух надгробий на Литераторских мостках, физиолога И. П. Павлова и океанографа Ю. М. Шокальского). При этом Бункин, безусловно, был весьма талантливым архитектором.
Нельзя не признать, что при общем сходстве технологического процесса, вроде бы долженствующего диктовать всю конструкцию здания, питерские хлебозаводы по своим эстетическим достоинствам кроют московские как бык овцу. Если в Москве просто поставили цилиндр с примыкающими к нему параллелепипедами, то архитектурное решение в Питере куда интереснее.
Основой здания, как и в Москве, является цилиндрический производственный корпус, форма которого задана техпроцессом.
Однако если в Москве цилиндры гладкие, то в Питере Бункин вводит эффектную деталь - висячую галерею, опоясывающую цилиндр с одного бока:
Объему котельной Бункин также придал цилиндрическую форму, и пристыковал его к основному объему здания, в результате чего получилась очень живописная композиция.
Заглянем внутрь здания. Котельная используется для современного искусства (в этот раз здесь выставлен маятник Фуко, который можно направлять в разные стороны и он будет издавать разные звуки:
Эффектная стена со стеклоблоками:
Оба хлебозавода-автомата работали в годы блокады. Поэтому часть помещений хлебозавода отдали под световую инсталляцию, созданную под руководством Льва Лурье:
На полу комнаты сделана карта квартала. Дома один за другим подсвечиваются, а в это время на стенах в окнаж изображаемых домов проецируются фамилия людей, погибших в блокаду: