Один из интересных памятников питерского классицизма находится на углу Садовой и Итальянской улиц (Садовая ул., 12/ Итальянская ул., 23).
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/679538/679538_900.jpg)
За свой внешний облик дом получил прозвище "дом с четырьмя колоннадами", поскольку его и в самом деле украшают четыре ионические колоннады - три восьмиколонных со стороны Садовой улицы:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/675898/675898_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/676802/676802_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/678345/678345_900.jpg)
И одна шестиколонная - со стороны Итальянской:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/679003/679003_900.jpg)
Колоннады венчаются фронтоном с термальным окном в тимпане:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/679713/679713_900.jpg)
В качестве декора используются также рельефы с изображением вакханалии:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/676956/676956_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/677131/677131_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/678908/678908_900.jpg)
Участки стены между фронтонами почти лишены декора зи исключением сандриков (да и то не у всех окон):
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/676314/676314_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/676599/676599_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/679995/679995_900.jpg)
Изначально здание было построено в 1750-1760-х годах. Есть гипотеза, что его автором был А. Ф. Кокоринов.
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/675824/675824_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/682323/682323_900.jpg)
В 1809-м году здание было перестроено.
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/677987/677987_900.jpg)
Изначальный проект перестройки составил архитектор С. П. Берников, а после его смерти работу продолжил Л. Руска, который внес в проект свои изменения.
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/678454/678454_900.jpg)
Перестраивалось здание и XX-м веке. При перестройке в 1913-м году окна нижнего этажа были переделаны в большие окна витрины:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/679220/679220_900.jpg)
О том, как выглядели фасады здания до перестройки, мы можем судить по фотографиям и обмерам, выполненным в 1912-м году Н. Е. Лансере и А. Ф. Гаушем и опубликованными в Ежегоднике общества архитекторов-художников:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/683280/683280_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/683700/683700_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/684009/684009_900.jpg)
Также на фасаде сохранилось несколько осей со старым членением окон (на этом фото они видны слева):
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/677868/677868_900.jpg)
В 1914-м году по проекту Я. З. Блувштейна была возведена двухэтажная пристройка к флигелю, в которой разместились кинематограф и театр "Павильон де Пари". В 1915-м году здесь дебютировал А. Н. Вертинский. В 1929-м году здесь разместился кинотеатр "Крам" (Кинотеатр рабочей молодежи), позднее ставший кинотеатром "Молодежный":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/682549/682549_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/682976/682976_900.jpg)
Работал этот кинотеатр и в дни Блокады:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/684689/684689_900.jpg)
В наши дни он (как и подавляющее большинство однозальных кинотеатров) закрыт, но в свое время я еще успел посмотреть здесь германовский "Хрусталев, машину!".
Если кинотеатр в здании закрылся, то вот кулинарные заведения работают по-прежнему. Еще в 1915-м году в здании открылась кофейня "Ампир", бывшая одним из самых модных кафе в Петербурге. Заведение было очень популярным. Среди тех, кто здесь бывал, были поэты М. А. Кузьмин и О. Э. Мандельштам.
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/684505/684505_900.jpg)
В годы НЭПа кафе возродилось (и вплоть до 1925-го года им руководил тот же самый владелец, что и до революции):
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/683102/683102_900.jpg)
В 1926-м году на базе кафе была создана кулинарная школа, руководил которой бывший шеф-повар знаменитого до революции ресторана "Вилла Родэ" П. В. Александров. Позднее в здании открылся ресторан "Северный", который в начале 1970-х годов сменил "географическую ориентацию" с севера на юг и стал рестораном азербайджанской кухни "Баку", а в начале 90-х забрался еще дальше и стал "Шанхаем".
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/684048/684048_900.jpg)
Напоследок заглянем во двор, тем более что во времена классицизма декорировались не только лицевые, но и дворовые фасады.
Эффектная подворотня:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/680213/680213_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/680771/680771_900.jpg)
И дворовые фасады:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/680451/680451_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/681113/681113_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/681358/681358_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/681499/681499_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/681845/681845_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photobsm/91840891/682081/682081_900.jpg)