Пересекающий Мойку на трассе Невского проспекта Зеленый мост воспринимается как памятник старины. Нам трудно сейчас представить, что в то время когда он строился, это была новаторская технология, своеобразный хай-тек эпохи ампира.
Первый мрст на этой трассе был построен в 1720 (по другим данным в 1718) году. Был он, разумеется, деревянным, а потому не слишком долговечным, так что в соответствии с указом 1736-го года одновременно с устроением самой реки Мойки (ее русло было очищено и углублено, а берега укреплены) был построен новый деревянный подъемный мост. Он был окрашен в зеленый цвет, а потому получил название Зеленого. О том как он выглядел мы можем составить представление по рисунку М. И. Махаева, сделанному в 1761-м году (мост виден в левой части рисунка). Мост выглядит каменным, однако это скорее всего просто декорация:
В 1777-м году мост был вновь перестроен. Он остался деревянным, но теперь имел каменные опоры. Его внешний вид мы можем себе представить по рисунку Д. Кваренги:
Также в XVIII-м веке мост сменил название, из "Зеленого" став "Полицейским" (из-за близости управления петербургского генерал-полицмейстера).
В 1806-м году строится новый мост, на этот раз из чугуна.
Создается он по системе, разработанной архитектором В. Гесте. Мост собирался на болтах из чугунных тюбингов. Это позволяло строить мосты очень быстро (мост был возведен всего за семь месяцев).
Систему опробовали на Полицейском мосту и сочли удачной. По той же системе Гесте строит в ближайшие 10 лет еще четыре моста, а в дальнейшем эту техноглогию применяют и другие мостостроители.
Поскольку в то время считалось неприемлемым превышение уровня тротуаров над уровнем мостовой, тротуары от проезжей части отделили металлическими прутьями между гранитными парапетными камнями.
В качестве решетки Гесте использовал решетку, аналогичную ограждению самой набережной:
В 1842-м году происходит следующая перестройка моста. Чтобы увеличить ширину проезжей части, по проекту инженера А. Д. Готмана тротуары выносят за пределы моста, на консоли. Одновременно убирают гранитные обелиски с фонарями, заменив их обычными фонарными столбами:
Однако транспортные потоки на Невском проспекте все росли и в 1870-х годах вновь встал вопрос о необходимости расширения моста и в связи с этим городская дума получала ряд предложений. Так, купец первой гильдии Г. Молво предлагал в период с июля 1870 по август 1871 года построить за свой счет новый мост, по обеим сторонам которого будут сооружени металлические утепленные торговые помезения и общественные уборные. Взамен он требовал себе право эксплуатации этих помещений на 37 лет, вплоть до 1908-го года. Аналогичное предложение через десять лет внес некий С. Готгард (он был более скромен и хотел получить право эксплуатации этих помещений всего на 25 лет). Однако и то и другое предложение было отвергнуто, так что строить свой "мост Риальто" в Петербурге не стали.
В итоге мост был перестроен в 1904-1907 годах. Мост расширили по той же самой системе, по какой он был построен - с обеих сторон к нему добавили ряды тюбингов. Оформлением моста (а также еще трех - Михайловского, Пантелеймоновского и Ильинского) занимался молодой архитектор Л. А. Ильин, в будущем выдающийся градостроитель, главный архитектор Ленинграда 30-х годов. Работа эта сыграла заметную роль в формировании творческого почерка Ильина.
Первые проекты оформления мостов Ильин сделал в стиле модерн. Впоследствии он писал: «Сделать архитектуру новых мостов с учетом ансамбля зданий у меня не хватило ни догадки, ни известного мужества». Однако эти проекты были приняты критикой в штыки. «Критика, хотя и не очень мягко, помогла мне выйти из трудного положения. Известный критик Сергей Маковский поспешил заявить, что у архитектора Ильина просто нет дарования. < ...> Я решил доказать критикам, что они не правы». Ильин серьезно занялся историческими изысканиями и новые проекты оформления мостов сделал в духе классицизма. Переработанные проекты были представлены к концу 1907-го года и были единодушно одобрены архитектурной общественностью. А сам Ильин позднее вспоминал: "Этот этап обозначил в моей работе поворот в сторону изучения архитектуры Петербурга прошлого времени и выявил стремление к большей монументальности".
Непосредственно для Полицейского моста он разработал проект очень изящных торшеров. Торшеры эти, правда, пострадали в бурные годы XX столетия, но их облик был восстановлен в ходе реставрации 1961-го года под руководством Л. А, Ротача.
В советские годы мост название моста "Полицейский" звучало совершенно неполиткорректно, и мост переименовали в "Народный". А в 1998-м году, на волне возвращения исторических названий он вновь стал "Зеленым" (хотя на мой взгляд, лучше было бы вернуть название "Полицейский", поскольку это имя он носил значительно дольше всех остальных).