На следующий день после поездки в Судак мы поехали в Старый Крым. Расположенный в получасе езды от Феодосии небольшой поселок, когда-то, в XIII-XIV веках был процветающим городом, ставкой татарского наместника Крыма. Татары называли его Кырым, а генуэзцы - Солхат (есть версия, что город состоял из двух частей, которые и носили эти названия).
Эти руины - все что осталось от древней мечети. Ее называют мечетью Бейбарса.
Уроженец Крыма Бейбарс был продан в рабство в Египет, где стал сперва мамлюком, а затем и одним из самых великих султанов Египта. В историю он вошел своей победой над монголами, которая остановила их продвижение на Ближнем Востоке. В 1287 году он выделил две тысячи динаров на постройку мечети у себя на родине. И в 1287-1288 году в Солхате была построена мечеть, ставшая первой мечетью Крыма.
Правда, в свое время в Солхате было несколько мечетей, которые претендовали на это имя, но из всех их осталась только эта, которая "за выбытием соперников" и считается мечетью Бейбарса. ;-)
А вот мечеть Узбека, построенная в 1314-м году по приказу золотоордынского хана, сохранилась заметно лучше.
Впрочем, от первоначальной постройки сохранилась только северная стена и, вероятно, колонны с арками в интерьере.
Перед входом, как и почти везде в Крыму, лапидарий с каменными обломками:
Вход в мечеть украшен красивым резным порталом:
Заходим внутрь мечети:
С юга к мечети примыкают руины медресе, так же построенного в XIV веке
Оконца напоминают бойницы:
На площади городка - памятник солдатам, погибшим при освобождении Крыма:
Рядом с ним стоит камень. По татарски я читать не умею, но судя по тому, что в надписи упоминается 18 мая 1944 года, речь идет о депортации крымских татар.
А это - руины мечети Куршум-Джами или Свинцовой мечети:
Свое название она получила потому, что мастера для прочности заливали свинцом зазоры между камнями.
А здесь хорошо видно, что она построена по тому же византийскому рецепту, что и церковь в Керчи - камень прослоен кирпичом-плинфой:
По дороге мы зашли и в историко-литературный музей Старого Крыма.
Вообще, Старый Крым довольно сильно связан с литературой. В нем жил Константин Паустовский, Александр Грин, Юлия Друнина, Алексей Каплер (тот самый "пострадавший от Сталина Каплер"). Трое последних похоронены на местном кладбище. К сожалению, мы не успели добраться ни до дома-музея Грина, ни до дома-музея Паустовского, а идти на кладбище жена с ребенком категорически отказались. Так что пришлось ограничиться этим музеем. :-(
Это - фрагмент фонтана (очень похожий фрагмент мы потом увидим в монастыре Сурб-Хач):
А это - иудейская надгробная плита. Надпись говорит о том, что он стоял на могиле рава Иосифа, сына рава Авраама, скончавшегося в 1551-м году. "Да будет связана его душа в узле вечной жизни":
А это - армянский хачкар из монастыря Сурб-Степанос.
Во дворе отдыхает каменный лев, а алые паруса напоминают об Александре Грине.
А это - еще одна "Екатерининская миля". Когда-то она стояла между Старым Крымом и Феодосией, но в 1998-м году была разрушена. Сотрудники музея в 2002-м году привезли сюда обломки и восстановили ее.
Затем мы направились к источнику Святого Пантелеймона, а по дороге сфотографировали этот забавный дом с павлином:
А вот как издали выглядит источник:
Сам источник закрыт колпаком, чтобы в него не бросали мусор всякие уроды, а вода течет из него по трубе (впрочем, на вкус она так себе и с водой из Бахчисарая не сравнится):
Рядом стоит часовня.
На двери у нее висела замечательная инструкция по технике крещения, которую я сфотографировал:
Дальше мы отправились к армянскому монастырю Сурб-Хач, который когда-то был главны религиозным центром крымских армян. По дороге мы напились из старого фонтана (думаю, ему не меньше сотни лет).
Идти до монастыря было довольно далеко. Дорога шла в гору, да к тому же была посыпана гравием (ее в спешном порядке асфальтировали к приезду Ющенко и президента Армении), так что идти было довольно утомительно. Тем не менее, нет таких крепостей, которые не взяли бы большевики, и перед нами показлись стены монастыря:
Сам монастырь невелик и представляет собой несколько зданий, компактно пристроенных друг к другу:
Монастырский храм построен в 1358-м году, притвор с башней построен в конце XIV века. Братский корпус стоит здесь с 1694 года, а трапезная построена уже в XVIII веке.
Заходим внутрь монастыря:
Вот так выглядит центральный дворик:
У стенки очередной лапидарий:
Заходим в трапезную:
Братский корпус:
Притвор с башней:
Заходим внутрь:
Сам храм практически не виден из-за других строений.
Но мне удалось сделать пару снимков из окошка башни:
Рядом с монастырем - гостиница для паломников:
На подпорной стенке, такие "иконки":
А в монастырском саду несколько фонтанов XVIII-XIX века.