Крым. Старый Крым.

Aug 15, 2008 08:20

На следующий день после поездки в Судак мы поехали в Старый Крым. Расположенный в получасе езды от Феодосии небольшой поселок, когда-то, в XIII-XIV веках был процветающим городом, ставкой татарского наместника Крыма. Татары называли его Кырым, а генуэзцы - Солхат (есть версия, что город состоял из двух частей, которые и носили эти названия).
Эти руины - все что осталось от древней мечети. Ее называют мечетью Бейбарса.



Уроженец Крыма Бейбарс был продан в рабство в Египет, где стал сперва мамлюком, а затем и одним из самых великих султанов Египта. В историю он вошел своей победой над монголами, которая остановила их продвижение на Ближнем Востоке. В 1287 году он выделил две тысячи динаров на постройку мечети у себя на родине. И в 1287-1288 году в Солхате была построена мечеть, ставшая первой мечетью Крыма.
 
 
 

Правда, в свое время в Солхате было несколько мечетей, которые претендовали на это имя, но из всех их осталась только эта, которая "за выбытием соперников" и считается мечетью Бейбарса. ;-) 

 


 
А вот мечеть Узбека, построенная в 1314-м году по приказу золотоордынского хана, сохранилась заметно лучше. 



Впрочем, от первоначальной постройки сохранилась только северная стена и, вероятно, колонны с арками в интерьере. 

 
 
Перед входом, как и почти везде в Крыму, лапидарий с каменными обломками: 

 

Вход в мечеть украшен красивым резным порталом: 

 

 
 
 
Заходим внутрь мечети: 

 

С юга к мечети примыкают руины медресе, так же построенного в XIV веке

 
 


 
 


 
 


 
 

Оконца напоминают бойницы: 

 
 

 
 
 

 
 
 

 
 
На площади городка - памятник солдатам, погибшим при освобождении Крыма: 






 
 
Рядом с ним стоит камень. По татарски я читать не умею, но судя по тому, что в надписи упоминается 18 мая 1944 года, речь идет о депортации крымских татар. 

 А это - руины мечети Куршум-Джами или Свинцовой мечети: 



Свое название она получила потому, что мастера для прочности заливали свинцом зазоры между камнями. 

 

А здесь хорошо видно, что она построена по тому же византийскому рецепту, что и церковь в Керчи - камень прослоен кирпичом-плинфой:

 По дороге мы зашли и в историко-литературный музей Старого Крыма. 



Вообще, Старый Крым довольно сильно связан с литературой. В нем жил Константин Паустовский, Александр Грин, Юлия Друнина, Алексей Каплер (тот самый "пострадавший от Сталина Каплер"). Трое последних похоронены на местном кладбище. К сожалению, мы не успели добраться ни до дома-музея Грина, ни до дома-музея Паустовского, а идти на кладбище жена с ребенком категорически отказались. Так что пришлось ограничиться этим музеем. :-(
Это - фрагмент фонтана (очень похожий фрагмент мы потом увидим в монастыре Сурб-Хач):

 
А это - иудейская надгробная плита. Надпись говорит о том, что он стоял на могиле рава Иосифа, сына рава Авраама, скончавшегося в 1551-м году. "Да будет связана его душа в узле вечной жизни": 
 
 
 А это - армянский хачкар из монастыря Сурб-Степанос. 


Во дворе отдыхает каменный лев, а алые паруса напоминают об Александре Грине.

 
 
А это - еще одна "Екатерининская миля". Когда-то она стояла между Старым Крымом и Феодосией, но в 1998-м году была разрушена. Сотрудники музея в 2002-м году привезли сюда обломки и восстановили ее.

 Затем мы направились к источнику Святого Пантелеймона, а по дороге сфотографировали этот забавный дом с павлином: 

 
 
А вот как издали выглядит источник:



Сам источник закрыт колпаком, чтобы в него не бросали мусор всякие уроды, а вода течет из него по трубе (впрочем, на вкус она так себе и с водой из Бахчисарая не сравнится):

 

Рядом стоит часовня. 


На двери у нее висела замечательная инструкция по технике крещения, которую я сфотографировал:

Дальше мы отправились к армянскому монастырю Сурб-Хач, который когда-то был главны религиозным центром крымских армян. По дороге мы напились из старого фонтана (думаю, ему не меньше сотни лет).

 
Идти до монастыря было довольно далеко. Дорога шла в гору, да к тому же была посыпана гравием (ее в спешном порядке асфальтировали к приезду Ющенко и президента Армении), так что идти было довольно утомительно. Тем не менее, нет таких крепостей, которые не взяли бы большевики, и перед нами показлись стены монастыря:

 
 


Сам монастырь невелик и представляет собой несколько зданий, компактно пристроенных друг к другу:

 
Монастырский храм построен в 1358-м году, притвор с башней построен в конце XIV века. Братский корпус стоит здесь с 1694 года, а трапезная построена уже в XVIII веке.

 
 
Заходим внутрь монастыря: 

 
 
Вот так выглядит центральный дворик:

 
 

У стенки очередной лапидарий: 

 
 

 

Заходим в трапезную: 

 


 
 
Братский корпус: 

 
 

 
 
Притвор с башней: 

 
 

Заходим внутрь: 

 
 
 

 
 

Сам храм практически не виден из-за других строений. 

 

Но мне удалось сделать пару снимков из окошка башни: 

 

Рядом с монастырем - гостиница для паломников: 

 
На подпорной стенке, такие "иконки": 

 

А в монастырском саду несколько фонтанов XVIII-XIX века.

 
 
 

 
 
 

 
 

 

 

История, Музеи, Зарубежная архитектура, Украина, Крым, Памятники гор.скульптура мем.доски, Путевые заметки

Previous post Next post
Up