В воскресенье я посетил выставку "100 лет гражданской авиации России", расположенную в одном из терминалов Пулково-2. Выставку активно рекламируют по всему Питеру, так что я тоже решил сходить после того как увидел выставленный на ней макет Фармана в натуральную величину. Сразу надо сказать, что за посещение выставки дерут 500 рублей (а если идти с экскурсией, то еще пожалуйте 300 рублей). Однако зкспонатов (во всяком случае на данный момент) немного, причем значительная их часть - не подлинники, а копии. Пожалуй, единственный плюс экспозиции - над ней неплохо поработали дизайнеры. Так что в целом, своих денег она, пожалуй, не стоит (было бы нормально брать за нее рублей 100, много 200).
Тем не менее, любопытные вещи на ней были представлены, так что предлагаю взглянуть на них.
Тот самый Фарман, на который я и клюнул:
Костюмы пилота и пилотессы:
Летный шлем:
Интересный артефакт - фотография
капитана Мациевича в рамке, сделанной из самолетного винта:
Все знают советский "Марш авиаторов", однако какой-то "Марш авиаторов" был уже и до революции. Кстати, украшает его фотография Н. Е. Попова, одного из первых авиаторов России, единственного русского участника Первой авиационной недели в Петербурге:
Заготовка для печати с летящим самолетом на ручке, жетоны благотворительных сборов на создание российской авиации и значок с эмблемой общества "Дукс":
Авиамоделизм практически ровесник авиации:
Межвоенные времена. Осоавиахимовские лотерейные билеты:
Печенье и конфеты "Красный авиатор":
Продавались "нигде кроме, как в Моссельпроме":
На печенье (дизайн коробки делал Родченко) забавное стихотворение Маяковского:
Значки авиационных обществ 1920-х годов:
Летняя форма пилота "Добролета" 1929 года:
Фотоаппарат АФА-27Т-49 с объективом Телемар-17 1940-го года. Предназначался для ручной аэрофотосъемки с высоты до 5 км:
Настолка "Через полюс в Америку" по мотивам полета Чкалова::
Великая Отечественная.
Зимняя полетная форма РККА образца 1941-го года:
Жестянки от ленд-лизовских контейнеров и смазочного масла:
Папка для перевозки секретных документов:
Послевоенные годы и реактивная авиация:
Метеоооборудование:
Летная форма образца 1947 года со знаками различия образца 1950 года:
Летняя форма международных авиалиний образца 1956 года:
Черные ящики - самолетный:
и вертолетный:
Форма образца 1999 года государственного авиапредприятия "Пулково":
Еще один зал оформлен как ВПП и рулежки:
Авиадвигатели и прочие детали:
АИ-24 (на нем летали Ан-24, Ан-26, Ан-30 и вертолет Ми-8):
Д-30-II (на нем летал Ту-134А):
ГТД-350 (двигатель Ми-2):
и ТВ2-117 (двигатель Ми-8):
Редуктор ВР-8 от все того же Ми-8:
Современные авиадвигатели (правда, названия их я не нашел):
И вновь детали от Ми-8. Втулка несущего винта:
Лопасти рулевого винта:
и втулка от него:
Редукторы, хвостовой и промежуточный:
Портреты выдающихся деятелей авиации:
Старые схемы, висящие у выхода из музея:
Пожалуй, самый впечатляющий эспонат стоит снаружи. Это Краз-255, к которому прикручен двигатель ВК-1 (на таких летали Миг-15 и Миг-17). Этот агрегат использовался для чистки взлетной полосы зимой - реактивный выхлоп мгновенно расплавлял любой лед: