Москва. Кооперативный дом сотрудников Наркоминдела и Наркомвнешторга.

Apr 02, 2023 16:00

Во время летней поездки в Москву я отснял еще один памятник архитектуры - кооперативный дом Наркоминдел и Наркомвнешторга, расположенный между Долгоруковской улицей, Оружейным переулком и улицей Фадеева. Однако в тот раз я отснял только один из корпусов этого дома, и только позднее, когда стал готовить свой пост, я выяснил, что еще одна очередь этого дома расположена напротив, на другой стороне улицы Фадеева. Поэтому я отложил написание поста, а в ходе последней поездке доснял ранее неснятую часть этого дома и теперь выкладываю свой пост.


Этот огромный дом начали строить в 1929-м году по проекту архитекторов А. В. Куровского и А. Ф. Жукова. Здание имело форму прямоугльной трапеции и состояло из четырех корпусов, стоящих по ее периметру (изначально планировался еще и пятый корпус, который делил на две части двор, соединяя параллельные стороны трапеции, но от его возведения вскоре отказались). Дом имел семь этажей и включал семнадцать секций, где размещались 54 двухкомнатных, 156 - трехкомнатных и 10 -четырехкомнатных квартир. Первый этаж отводился под учреждения и предприятия обслуживания.




Дом строился в конструктивистской стилистике, и, естественно, отличался минимализмом оформления. Однако то, что было нормой в 1929-м году, в 1933-м году уже было недопустимо, тем более, что в градостроительном плане распологалось здание на достаточно ответственном месте. Поэтому его достройку передали в архитектурно-проектировочную мастерскую Моссовета №4, которую возглавлял И. А. Голосов. В его задачу входило не только переоформление уже частично построенных корпусов, но и дальнейшее развитие жилого комплекса по обе стороны вновь проложенной улицы Фадеева.




Оформлением уже построенного корпуса занялись Голосов и старший архитектор его мастерской И. С. Маркузе. Основным акцентом должны были стать эркеры, которые венчались бы большими статуями (статуи изначально поставили, но до наших дней они не сохранились).








Нижней части эркеров придали расширенную форму.






Еще одним элементом декора стал скульптурный фриз.


























Дворовые фасады здания так и остались неотделанными:








Первую очередь проекта достроили в 1936-м году.






Параллельно началось возведение второй очереди - корпуса, продолжающего здание вдоль улицы Фадеева. В плане декора он выглядел скромнее. Основным декоративным приемом были вертикали глубоких лоджий, членившие протяженный корпус (к сожалению, сейчас этот прием практически не читается из-за самопального остекления).






Центром же композиции должна была быть большая арка высотой в четыре этажа. Однако с ней возникла трагикомическая ситуация. Уже когда ее построили, заказчик неожиданно возмутился пустой тратой места и категорически потребовал арку застроить, вписав в нее еще одну жилую секцию. Арку застроили, однако пятый этаж ее все равно пропал зря, поскольку именно в нем находились конструкции арки, убрать которые уже не было возможности. Лестница в этой секции ведет только до четвертого этажа, а жители шестого и седьмого этажей попадают в свои квартиры по лестницам других секций.








В 1935-м году началось возведение третьей очереди комплекса - корпуса, расположенного на противоположной стороне улицы Фадеева. По замыслу Голосова именно он должен был стать центром всей композиции. Центральная его часть выходила на красную линию улицы Фадеева, а две другие части были отодвинуты назад, и соединялись с центральной частью двумя одиннадцатиэтажными башнями, в которых были пробиты семиэатжные арки, смотревшие в сторону Садового кольца:


Строительство началось с центрального корпуса.


К 1937-му году были выстроены четыре секции.




Их декорировали небольшими вставками в технике сграффито.
















А в 1937-м году разразился скандал. Заказчик категорически отказался строить башни, задуманные по проекту. Разумеется, они ничего общего не имели с экономичностью проекта, однако что мешало заказчику поставить вопрос о них заранее, еще на стадии утверждения проекта? Архитекторы, естественно, возмутились, и даже написали открытое письмо в "Архитектурную газету", однако заказчик уперся, разорвал отношения с мастерской №4 и передал достройку здания в мастерскую №5.
Достраивать здание было поручено архитектору П. Н. Тернавскому. Под его руководством были достроены последние 8 из 23 осей центрального корпуса. При этом, новая часть корпуса при той же высоте имела уже не семь, а девять этажей. Один этаж получили за счет замены баллюстрады на жилой этаж. Еще один этаж получили за счет того, что вместо первого этажа на высоком полуподвале сделали два этажа.


Строительство этого корпуса завершили к 1941-му году. Именно эта дата указана над входом в здание.




Однако отделать новую часть корпуса уже не успели. Работы прервались из-за войны, и так никогда и не продолжились, так что часть корпуса, построенная Тернавским, и в наши дни стоит без отделки, так что наверху можно увидеть металлоконструкции, так и не дождавшиеся карниза, который должны были навесить на них.


Печальной оказалась и судьба обитателей всего здания. Многих его жильцов репрессировали в 1937-1938 годах, так что дом имеет неофициальное прозвище "Дом вдов".













Жуков А. Ф., Голосов И. А., Советская архитектура, Путевые заметки, Москва и окрестности

Previous post Next post
Up