На новогодние каникулы я выбрался в Эрмитаж. Среди открывшихся там выставок меня привлекала в первую очередь выставка "Русский авангард. Искусство для нового мира".
Процентов на 95 она состоит из фарфора плюс эскизы к нему (благо Эрмитаж в наши дни является владельцем коллекции музея ЛФЗ, на котором авангардный фарфор и производился). Дополняется все это небольшим количеством живописи, текстиля и книжной графики (чисто "чтоб было").
У входа посетителей встречают фигуры из знаменитой серии "Народы Российской империи", как бы обозначающие предысторию авангарда.
А также бисквитные Николай II
и Ленин:
Еще несколько образчиков фарфора эпохи модерна:
Немного живописи Малевича и Кандинского:
Забавная группа "Охота на медведя", созданная в 1935-м году по модели Н. Лонжеро (как я понимаю, Лонжеро - это один из учащихся художественной студии Института народов севера):
Сергей Чехонин, еще дореволюционный (1914-й год):
И послереволюционный (все примерно то же самое, но с лозунгами):
Кузьма Петров-Водкин. "На берегу". 1924
И его же фарфор
И эскизы к нему:
Рудольф Вильде - еще один мастер с дореволюционным опытом работы:
Рисунки Натана Альтмана:
Агитфарфор на тему голода в Поволжье.
Рудольф Вильде:
Мария Лебедева:
Александра Щекатихина-Потоцкая:
И еще работы Щекатихиной-Потоцкой:
Зинаида Кобылецкая:
Супрематический фарфор.
Казимир Малевич:
Илья Чашник:
Николай Суетин:
Александр Самохвалов также успел поработать в фарфоре. Особенно хороша тарелка "Милиционер":
Статуэтки по моделям Натальи Данько:
"Курильщик и спортсмен". Курильщик выглядит прямо как какой-то Мефистофель:
Ваза "Прыжок" (автор формы - Николай Суетин):
Очаровательный сервиз "Осенние маневры Черноморского флота". Автор росписи - Иван Ризнич (сын одного из первых русских подводников):
На сливочнике изображена погрузка артиллерии с лошадьми на весьма хорошо узнаваемый "Эльпидифор":
А на сахарнице - минная постановка:
10 лет РККА:
15 лет РККА:
Забавный антирелигиозный фарфор:
Зинаида Кобылецкая:
И вновь вазы, форму которых создал Николай Суетин:
"Заполярная электростанция":
"Готов к труду и обороне" Натальи Данько стоит в конце зала, как своеобразный символ того, что авангард кончился:
И вновь Наталья Данько. "Рабочий контроль":
Роспись индустриальная, а вот формы разработаны еще Сергеем Чехониным:
Немного 60-х годов как своеобразное возрожение авангарда. Сервиз работы Анны Лепорской:
"Город на горе":
Прозодежда по эскизам Родченко и Степановой:
И вновь Николай Суетин:
Чуть-чуть книги:
"Телефонист":
Василий Кандинский тоже побаловался фарфором:
В целом, выставка заслуживает внимания. Конечно, значительная часть экспонатов уже мелькала на выставках и в Эрмитаже, и Русском музее, но впервые советский фарфор 20-30х годов выставлен в таком количестве, которое уже само по себе переходит в новое качество. Так что всем, интересующимся искусством настоятельно рекомендую (благо выставка продлится еще долго).