Петербург. "Русский авангард" в Эрмитаже

Jan 14, 2023 16:00

На новогодние каникулы я выбрался в Эрмитаж. Среди открывшихся там выставок меня привлекала в первую очередь выставка "Русский авангард. Искусство для нового мира".
Процентов на 95 она состоит из фарфора плюс эскизы к нему (благо Эрмитаж в наши дни является владельцем коллекции музея ЛФЗ, на котором авангардный фарфор и производился). Дополняется все это небольшим количеством живописи, текстиля и книжной графики (чисто "чтоб было").


У входа посетителей встречают фигуры из знаменитой серии "Народы Российской империи", как бы обозначающие предысторию авангарда.


А также бисквитные Николай II


и Ленин:


Еще несколько образчиков фарфора эпохи модерна:


Немного живописи Малевича и Кандинского:







Забавная группа "Охота на медведя", созданная в 1935-м году по модели Н. Лонжеро (как я понимаю, Лонжеро - это один из учащихся художественной студии Института народов севера):


Сергей Чехонин, еще дореволюционный (1914-й год):


И послереволюционный (все примерно то же самое, но с лозунгами):





Кузьма Петров-Водкин. "На берегу". 1924


И его же фарфор




И эскизы к нему:



Рудольф Вильде - еще один мастер с дореволюционным опытом работы:















Рисунки Натана Альтмана:





Агитфарфор на тему голода в Поволжье.
Рудольф Вильде:




Мария Лебедева:


Александра Щекатихина-Потоцкая:





И еще работы Щекатихиной-Потоцкой:







Зинаида Кобылецкая:



Супрематический фарфор.
Казимир Малевич:


Илья Чашник:




Николай Суетин:




























Александр Самохвалов также успел поработать в фарфоре. Особенно хороша тарелка "Милиционер":




Статуэтки по моделям Натальи Данько:








"Курильщик и спортсмен". Курильщик выглядит прямо как какой-то Мефистофель:












Ваза "Прыжок" (автор формы - Николай Суетин):


Очаровательный сервиз "Осенние маневры Черноморского флота". Автор росписи - Иван Ризнич (сын одного из первых русских подводников):


На сливочнике изображена погрузка артиллерии с лошадьми на весьма хорошо узнаваемый "Эльпидифор":


А на сахарнице - минная постановка:



10 лет РККА:


15 лет РККА:



Забавный антирелигиозный фарфор:








Зинаида Кобылецкая:





И вновь вазы, форму которых создал Николай Суетин:



"Заполярная электростанция":









"Готов к труду и обороне" Натальи Данько стоит в конце зала, как своеобразный символ того, что авангард кончился:












И вновь Наталья Данько. "Рабочий контроль":






Роспись индустриальная, а вот формы разработаны еще Сергеем Чехониным:



Немного 60-х годов как своеобразное возрожение авангарда. Сервиз работы Анны Лепорской:



"Город на горе":



Прозодежда по эскизам Родченко и Степановой:



И вновь Николай Суетин:









Чуть-чуть книги:














"Телефонист":
































Василий Кандинский тоже побаловался фарфором:


В целом, выставка заслуживает внимания. Конечно, значительная часть экспонатов уже мелькала на выставках и в Эрмитаже, и Русском музее, но впервые советский фарфор 20-30х годов выставлен в таком количестве, которое уже само по себе переходит в новое качество. Так что всем, интересующимся искусством настоятельно рекомендую (благо выставка продлится еще долго).

Музеи, Выставки, Петербург, Жизнь в СПб, Самохвалов, Декоративно-прикладное искусство

Previous post Next post
Up