Вновь вернемся к рассказу о Пензе. На мой взгляд, наиболее интересны в городе две достопримечательности. Одну из них, водонапорную башню завода ЗИФ мы уже видели в прошлом посте об этом городе. Сегодня же мы посмотрим другую любопытную достопримечательность - картинную галерею имени К. А. Савицкого. Она интересна как своей коллекцией, так и зданием, в котором расположена. С него мы и начнем рассказ.
Галерея размещается в здании бывшего Пензенского отделения Крестьянского поземельного банка.
Построено оно было в 1910-1912 годах по проекту питерского архитектора А. И. фон Гогена.
Интересно, что оформлено оно в стиле северного модерна (в котором в Петербурге фон Гоген практически не работал). Здесь же форма завершения башни явно напоминает
дом "Похьола" Гезеллиуса, Сааринена и Линдгрена (правда скорее всего фон Гоген ориентировался не непосредственно на финнов, а на питерский
доходный дом Путиловой, построенный И. А. Претро).
Интересен и тот факт, что в Петербурге банки модерн вообще (и северный модерн в особенности) откровенно игнорировали. Модерн, который тогда звался "декаданс" (т. е. "упадок") считался неподходящим стилем для солидного учреждения (кто же понесет деньги в упадочный банк). А северный модерн к тому же считался (вполне обоснованно, кстати) "чухонским стилем", который уж тем более не к лицу имперской столице.
А вот в провинции ситуация оказалась иной. Крестьянский земельный банк охотно строил свои отделения в стиле модерн (в качестве примера можно вспомнить
отделение в Симбирске), а проект фон Гогена так понравился, что его даже повторили в Чернигове.
Обходим здание сзади:
Внутри здания неплохо сохранились интерьеры:
От здания музея перейдем к его коллекции. В ней имеется раздел зарубежного искусства. Как почти везде в провинции, он очень слаб. Из симпатичных вещей стоит отметить только вот эту работу XVII века:
Хороша также вот эта копия с бюста Никколо да Уццано работы Донателло:
Константин Савицкий, который возглавлял рисовальную школу в Пензе, является одной из культовых фигур в городе. В музее сделан его мемориальный кабинет с его портретом:
Его работы меня, честно говоря, не впечатлили за исключением вот этой картины "Выздоравливающая":
Эскиз хрестоматийной картины (которая есть в каждом учебнике истории в разделе о боях на Шипке):
Интересная работа Репина:
От раздела иконы я с учетом того, что Пенза основана только в 1663-м году, ничего особого не ждал. Однако две иконы там оказались вполне симпатичными:
Есть также и неплохая живопись XVIII - начала XIX века. Ее немного, но вещи очень качественные:
Этот персонаж явно напоминает Пьера Безухова:
Особенно хороша вот эта работа, предположительно кисти Рокотова:
Очередной эскиз к "Грачи прилетели" Саврасова:
И этюд к картине "Сивка-Бурка" Виктора Васнецова:
Как и следовало ожидать, наиболее интересная часть экспозиции - русский авангард. Особенно хорошо и разнообразно представлен Аристарх Лентулов. Меня особенно удивила вот эта работа в духе Боннара (никогда бы не подумал, что Лентулов писал и так):
Представлены и другие "бубновалетовцы". Петр Кончаловский:
Роберт Фальк:
А это уже "второе поколение кубистов" - ученик Ильи Машкова Лео Свемп:
Отличная работа Натальи Гончаровой:
Кузьма Петров-Водкин:
Возвращаемся к чуть более ранним временам. Эскиз Исаака Левитана:
Абрамцевская керамика по эскизам Врубеля:
Константин Коровин:
Валентин Серов:
Александр Кравченко:
Еще одна интересная фигура, представленная в музее - Иван Горюшкин-Сорокопудов. Ученик Репина, он с 1908-го года перебрался в Пензу и преподавал в Рисовальной школе (позднее был ее директором и директором картинной галереи). Портреты его очень неплохи:
В музее также устроены его мемориальные комнаты:
Рядом с бывшим здание Крестьянского банка находится Губернаторский дом, построенный в 1790-х годах:
Сейчас он используется как выставочный корпус.
Правда выставки там оказались довольно слабые. Из всего, что я там видел, мне понравились вот этот "Спящий мальчик" художника Лашина:
И пара работ Антонины Сафроновой:
А позади Губернаторского дома стоит памятник Савицкому: