Как я уже упоминал, основной целью культпохода в прошлую субботу была выставка "Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы - Петербург Дягилева", открывшаяся неделю тому назад в Шереметевском дворце. Выставка эта - типичное порождение нашей нынешней Z-эпохи. Изначально предполагалось, что из Италии привезут работы Каналетто и Пьетро Лонги, все это дополнится эрмитажными гравюрами и будет выставка, посвященная Венеции. А поскольку из-за спецоперации никакие работы из Италии не приехали (очередной пример на тему нашей старой дискуссии с
ecoross1), пришлось выходить из положения, придумав новую концепцию. В итоге получилась не выставка венецианского искусства, а экзерсис на тему "образ Венеции в искусстве Серебряного века". Директор Музея театрального и музыкального искусства, организовавшего выставку, конечно рассказывает, что "получилось более остро", но на мой вкус, это типичное самоутешение в духе "зелен виноград". Тем не менее, выставка пусть и не событие, но достаточно любопытная, и хотя наиболее интересные работы являются хрестоматийными (портреты Мейерхольда работы Григорьева и Головина, "Ужин" Бакста), посетить ее, пожалуй, стоит.
Опять же, стоит упомянуть и об оформлении выставки. Как это нынче модно, зал был погружен в темноту, а работы высвечены направленным светом. При этом нормально отрегулировать этот свет так и не сумели (это вообще очень мало у кого получается), так что зачастую часть работы хорошо освещена, а часть работы оказалась в тени. О том, что снимать работы крайне сложно, я уж и не говорю.
Оформление одного из залов с гондолой под потолком и Григорьевым и Бакстом на стене:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3792914/3792914_900.jpg)
Некоторым количеством венецианской живописи поделился Эрмитаж.
Пьетро Лонги:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3793444/3793444_900.jpg)
Лука Карлеварис (учитель Каналетто):
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3794301/3794301_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3794443/3794443_900.jpg)
Поскольку Каналетто не привезли, его заменили копиями работы Федора Алексеева:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3794931/3794931_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3795019/3795019_900.jpg)
А вот и наш Серебряный век.
Александр Бенуа. Эскиз декорации к инсценировке музыки К. Дебюсси "Fetes veniciennes":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3793193/3793193_900.jpg)
Борис Анисфельд. "Венеция. Мост Риальто":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3793693/3793693_900.jpg)
Константин Сомов. Эскиз занавеса Свободного театра:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3793958/3793958_900.jpg)
Александр Гауш. Эскиз декорации к спектаклю "Шарф Коломбины":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3795417/3795417_900.jpg)
Уголок Николая Сапунова.
"Маскарад" (очень интересная работа, но к сожалению, фото ее плохо передает):
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3795533/3795533_900.jpg)
Эскиз для постановки драмы А. Блока "Балаганчик":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3795713/3795713_900.jpg)
Эскизы к постановке пантомимы "Шарф Коломбины":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3798200/3798200_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3798348/3798348_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3798707/3798707_900.jpg)
"Весна"
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3797786/3797786_900.jpg)
Вновь Александр Бенуа.
"Арлекинада":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3796012/3796012_900.jpg)
"Итальянская комедия. Любовная записка":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3796355/3796355_900.jpg)
"Китайский павильон. "Ревнивец" (пожалуй, самая приятная из работ Бенуа на этой выставке):
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3797245/3797245_900.jpg)
"Оргия":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3797537/3797537_900.jpg)
Снова Сомов (работы хрестоматийные):
"Колдовство":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3796490/3796490_900.jpg)
"Дама и арлекин" в двух вариантах:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3796760/3796760_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3797483/3797483_900.jpg)
Владимир Дмитриев (ученик Мейерхольда, в дальнейшем он станет главным художником МХАТ). "Автопортрет":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3798916/3798916_900.jpg)
Сцена в кабаре "Бродячая собака":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3799746/3799746_900.jpg)
Сергей Судейкин (пожалуй, самая интересная часть выставки - именно его работы).
"Коломбина, Пьеро, Полишинель и Купидон":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3799092/3799092_900.jpg)
Эскизы костюмов к спектаклю "Венецианские безумцы" по пьесе М. Кузмина:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3799892/3799892_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3800282/3800282_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3800390/3800390_900.jpg)
Эскиз декорации к тому же спектаклю:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3801496/3801496_900.jpg)
"Моя жизнь" (среди персонажей сам Судейкин, Ольга Глебова-Судейкина, Михаил Кузмин, Артур Лурье, Вера Боссе, Савелий Сорин, Всеволод Князев (?)):
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3800620/3800620_900.jpg)
Эскизы панно для кабаре "Привал комедиантов":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3801041/3801041_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3801107/3801107_900.jpg)
"Два одноглазых персонажа в стиле комедии дель арте":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3802059/3802059_900.jpg)
"Кавалер и барышня":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3802203/3802203_900.jpg)
"Музыканты":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3802389/3802389_900.jpg)
Своеобразная инсталляция. Костюм Коломбины, сшитый Ольгой Глебовой-Судейкиной по эскизу Сергея Судейкина:
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3799388/3799388_900.jpg)
Афиша кабаре
"Привал комедиантов":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3801848/3801848_900.jpg)
Александр Головин. "Носы гондол":
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3803103/3803103_900.jpg)
Эскизы Александра Головина к "Маскараду" Лермонтова, поставленному Мейерхольдом в Александринском театре. Это последний спектакль дореволюционной России (премьера его совпала с Февральской революцией), своеобразный миф. Я в свое время был сильно разочарован, узнав, что спектакль не помер вместе с царской Россией, а в Александринке играли этот спектакль вплоть до 1941-го года. ;-)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3803282/3803282_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3803534/3803534_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3803847/3803847_900.jpg)
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3803924/3803924_900.jpg)
И еще одна работа Владимира Дмитриева "Мейерхольд, уходящий в ночь", написанная после ареста Мейерхольда, своеобразная финальная точка экспозиции.
![](https://ic.pics.livejournal.com/photodeds/88910108/3802701/3802701_900.jpg)