Петербург. "Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы - Петербург Дягилева" в Шереметевском дворце.

Nov 29, 2022 16:06

Как я уже упоминал, основной целью культпохода в прошлую субботу была выставка "Любовь к трем апельсинам. Венеция Казановы - Петербург Дягилева", открывшаяся неделю тому назад в Шереметевском дворце. Выставка эта - типичное порождение нашей нынешней Z-эпохи. Изначально предполагалось, что из Италии привезут работы Каналетто и Пьетро Лонги, все это дополнится эрмитажными гравюрами и будет выставка, посвященная Венеции. А поскольку из-за спецоперации никакие работы из Италии не приехали (очередной пример на тему нашей старой дискуссии с ecoross1), пришлось выходить из положения, придумав новую концепцию. В итоге получилась не выставка венецианского искусства, а экзерсис на тему "образ Венеции в искусстве Серебряного века". Директор Музея театрального и музыкального искусства, организовавшего выставку, конечно рассказывает, что "получилось более остро", но на мой вкус, это типичное самоутешение в духе "зелен виноград". Тем не менее, выставка пусть и не событие, но достаточно любопытная, и хотя наиболее интересные работы являются хрестоматийными (портреты Мейерхольда работы Григорьева и Головина, "Ужин" Бакста), посетить ее, пожалуй, стоит.
Опять же, стоит упомянуть и об оформлении выставки. Как это нынче модно, зал был погружен в темноту, а работы высвечены направленным светом. При этом нормально отрегулировать этот свет так и не сумели (это вообще очень мало у кого получается), так что зачастую часть работы хорошо освещена, а часть работы оказалась в тени. О том, что снимать работы крайне сложно, я уж и не говорю.
Оформление одного из залов с гондолой под потолком и Григорьевым и Бакстом на стене:


Некоторым количеством венецианской живописи поделился Эрмитаж.
Пьетро Лонги:


Лука Карлеварис (учитель Каналетто):




Поскольку Каналетто не привезли, его заменили копиями работы Федора Алексеева:




А вот и наш Серебряный век.
Александр Бенуа. Эскиз декорации к инсценировке музыки К. Дебюсси "Fetes veniciennes":



Борис Анисфельд. "Венеция. Мост Риальто":



Константин Сомов. Эскиз занавеса Свободного театра:



Александр Гауш. Эскиз декорации к спектаклю "Шарф Коломбины":



Уголок Николая Сапунова.
"Маскарад" (очень интересная работа, но к сожалению, фото ее плохо передает):


Эскиз для постановки драмы А. Блока "Балаганчик":


Эскизы к постановке пантомимы "Шарф Коломбины":






"Весна"



Вновь Александр Бенуа.
"Арлекинада":


"Итальянская комедия. Любовная записка":


"Китайский павильон. "Ревнивец" (пожалуй, самая приятная из работ Бенуа на этой выставке):


"Оргия":



Снова Сомов (работы хрестоматийные):
"Колдовство":


"Дама и арлекин" в двух вариантах:





Владимир Дмитриев (ученик Мейерхольда, в дальнейшем он станет главным художником МХАТ). "Автопортрет":


Сцена в кабаре "Бродячая собака":



Сергей Судейкин (пожалуй, самая интересная часть выставки - именно его работы).
"Коломбина, Пьеро, Полишинель и Купидон":


Эскизы костюмов к спектаклю "Венецианские безумцы" по пьесе М. Кузмина:






Эскиз декорации к тому же спектаклю:


"Моя жизнь" (среди персонажей сам Судейкин, Ольга Глебова-Судейкина, Михаил Кузмин, Артур Лурье, Вера Боссе, Савелий Сорин, Всеволод Князев (?)):


Эскизы панно для кабаре "Привал комедиантов":




"Два одноглазых персонажа в стиле комедии дель арте":


"Кавалер и барышня":


"Музыканты":



Своеобразная инсталляция. Костюм Коломбины, сшитый Ольгой Глебовой-Судейкиной по эскизу Сергея Судейкина:



Афиша кабаре "Привал комедиантов":



Александр Головин. "Носы гондол":



Эскизы Александра Головина к "Маскараду" Лермонтова, поставленному Мейерхольдом в Александринском театре. Это последний спектакль дореволюционной России (премьера его совпала с Февральской революцией), своеобразный миф. Я в свое время был сильно разочарован, узнав, что спектакль не помер вместе с царской Россией, а в Александринке играли этот спектакль вплоть до 1941-го года. ;-)









И еще одна работа Владимира Дмитриева "Мейерхольд, уходящий в ночь", написанная после ареста Мейерхольда, своеобразная финальная точка экспозиции.

Бенуа А., Музеи, Выставки, Жизнь в СПб, Искусство

Previous post Next post
Up