Один из музеев Москвы, который я стараюсь посещать в каждую поездку - это Музей архитектуры. Там и выставки обычно интересные, и, что не менее важно, хороший специализированный книжный магазин. Вот и на майские праздники я так же заглянул в этот музей, благо там как раз работала выставка офортов Ивана Александровича Фомина. Фомин был не только выдающимся архитектором, но и замечательным гравером. Этому искусству он обучался в Академии Художеств у В. В. Матэ в роли вольнослушателя (офорт не входил в состав учебной программы архитектурного отделения, и Фомин часто работал в мастерской печатной графики вечером и по ночам). Что интересно, гравюры он при этом часто делал как чертежи, используя рейсшину и угольник.
Хотя многие гравюры Фомина регулярно репродуцируются, посмотреть подлинные работы всегда интересно. А самое приятное, на выставке были представлены не только гравюры, но и доски, с которых они печатались (именно доски я в основном и фотографировал, поскольку в отличии от гравюр они не были покрыты стеклом, а значит и не бликовали).
Итак, предлагаю взглянуть на некоторые экспонаты.
Гравюры и доски к дипломному "Проекту курзала на минеральных водах" (за него Фомин получил золотую медаль и заграничное путешествие).
Вообще говоря, курзал на водах в реальности здание не слишком значительное. Однако рассматривая гравюры Фомина я впервые осознал, насколько пафосный дворец он спроектировал. Вообще говоря, этот пафос с одной стороны явно способствовал тому, что в конкурсах на реальные объекты Фомин проигрывал (как это было с Московским вокзалом), зато эти нереализованные проекты в итоге оказывали колоссальное влияние на архитекторов.
Гравюры и доски из дипломной загранпоездки:
Доскb к проекту
"Нового Петербурга":
и особняка Половцова:
Проект ограды Исаакиевского сквера:
Конкурсный проект Бородинского моста в Москве:
И в дополнение модели масок для надгробия И. В. Тартакова в Александро-Невской лавре.