Вновь вернемся в Саратов. Если в прошлом посте об этом городе мы смотрели краеведческий музей, то в этом посте я покажу достопримечательности, расположенные относительно неподалеку от него (фактически, это то, что я увидел по дороге в музей, и по выходе из него).
Памятник одному из известных уроженцев города - писателю К. А. Федину:
По диагонали от него стоит симпатичный особняк купца 2-й гильдии Дашковского, построенный в середине XIX века:
А еще через дом стоит здание бывшего Сретенского начального училища, в котором учился Федин и сейчас находится музей писателя:
А через дорогу, за улицей Чернышевского стоит очень интересный памятник постконструктивизма - Дом речников (общежитие для грузчиков-одиночек):
Дом этот был построен в 1934-1935 годах
Его автор - архитектор Д. В. Карпов
Характерный декоративный прием переходной эпохи - стены расчерчены на "квадраты":
А вот угловые окна и балконы - прием чисто конструктивистский:
Здание смотрится очень интересно, однако городские власти от большого ума исключили это здание из списка вновь выявленных памятников архитектуры (потому как жадность застройщиков куда важнее, чем сохранение архитектурного наследия):
Двигаясь на северо-восток по улице Чернышевского доходим до усадьбы Тюльпиных, построенной в 1840-х годах (автором ее предположительно считается архитектор И. П. Бессонов). Усадебные ворота:
И главный дом:
На противоположном углу дом 1860-х годов с замечательным угловым балконом:
Через два квартала на углу с Московской улицей стоит еще один интересный памятник классицизма - дом купца С. К. Корнилова:
Он был построен в 1830-х годах по проекту саратовского губернского архитектора Г. В. Петрова
Сворачиваем на Московскую улицу и выходим по ней к Музейной площади. В центре ее стоит Свято-Троицкий Кафедральный собор - самое старое здание города (а как раз за ним и находится краеведческий музей, уголок которого выглядывает на этом фото):
Первый, деревянный храм на этом месте был построен в 1674-75 годах, а каменную церковь возвели в 1689-1695 годах
В 1712-м году храм сильно пострадал от пожара и был перестроен (окончательно перестройка завершились к 1723 году)
А к концу XVIII века храм обветшал, так что даже встал вопрос о его сносе, но в 1796-м году на средства купца Устинова стены укрепили контрфорсами, а над ними устроили открытую галерею.
Наконец, последнюю крупную реконструкцию, после которой облик храма в целом оставался неизменным, завершили в 1814-м году.
В советское время церковь закрыли в 1937-м году, но уже в 1942-м году вернули верующим и с тех пор он является действующим.
Ненадолго сворачиваем в улицу Лермонтова. Когда-то здесь стоял Крестовоздвиженский женский монастырь. Выглядел он так:
В память о нем на месте собора поставили небольшую часовню:
А еще одно здание увенчали башенкой, напоминающей башенку ограды монастыря:
Напротив них стоит любопытный жилой дом, украшенный скульптурами, явный представитель современной неоэклектики (
самые эффектные образчики этого стиля находятся в Казани):
Здание занятное, только вот для постройки его снесли старинный дом.
Вновь возвращаемся на Музейную площадь. За собором стоит большое здание в классическом стиле. Изначально это был особняк купца Котенева, построенный в 1810-м году по проекту архитектора В. И. Суранова.
В начале 1830-х годов здание купила местная епархия и разместила здесь духовное училище и семинарию. Среди тех, кто учился в духовном училище - Н. Г. Чернышевский.
После того, как для семинарии построили отдельное здание, здесь размещались сперва гимназия, а позднее - реальное училище. В наши дни здесь находится православная гимназия.
Северо-западную сторону площади занимает огромное здание управления Приволжской железной дороги:
Оно было построено в 1905-1914 годах по проекту архитектора А. М. Салько.
А на самом углу площади стоит еще один дом в стиле классицизм:
Особое внимание я обратил на него потому, что он "мой":
От Музейной площади мы начали путь назад, к центру города. По дороге я обратил внимание на этот дом в стиле модерн на углу улиц Тулупной и Мичурина:
А пройдя по улице Мичурина еще некоторое время, вышел к дому Богословского, построенному в 1870-е году:
И закончим сегодняшнюю прогулку эффектным (и свежеотреставрированным памятником стиля модерн) - особняком Дыбова:
Свой облик здание приобрело после перестройки в 1910-1911 годах.
Автором проекта перестройки был, вероятно, архитектор М. А. Пульман.