Москва. Станция "Площадь революции".

Sep 14, 2022 16:00

Среди станций Московского метро одна из самых впечатляющих - "Площадь революции". реди метро, строительство которой началось в 1935-м году.


Конкурс на право проектирования станции выиграл архитектор  А. Н. Душкин.




По его проекту проходы на перроны обрамлялись арками с барельефами на темы революции:
Перронный зал. Перспектива


Фрагмент:


Перспектива со стороны платформенного зала:


фрагмент:


Однако для создания скульптуры был приглашен М. Г. Манизер, который неожиданно предложил сделать не барельефы, а круглую скульптуру. Сам Душкин считал, что круглую скульптуру будет "трудно оправдать композиционно", однако руководство Метростроя приняло сторону Манизера.




Душкину пришлось подчиниться, видоизменив проект. Впоследствии он писал: "Я не мог больше влиять на ваятелей и на начальников и морально проиграл, но все же был обязан дорабатывать архитектуру станции. Изменения в первую очередь коснулись освещения. Если раньше прожекторы располагались внизу и подсвечивали потолок, то теперь их сменили подвешенные к потолку люстры-тарелки.
Перронный зал. Перспектива








В профессиональной среде архитектурное решение станции критиковалось.




Так, в книге "Архитектура Московского метрополитена", вышедшей в 1941-м году Душкина критиковали за то, что он "перевёл архитектуру в подчинённое скульптуре положение. Вместо принципиальной, сильной, насыщенной изобразительными средствами архитектуры он создал, собственно, оформление скульптурной галереи образов великой революции".




Зато "главному меценату СССР" оформление станции понравилось. По воспоминаниям Душкина, "на эту станцию при открытии прибыл генеральный секретарь И. В. Сталин, одобрил, ходил быстро вокруг скульптур и говорил «как живые, как живые» с грузинским акцентом…".


Решение о замене барельефов на круглую скульптуру имело еще один, возможно непредвиденный эффект.. В оформлении станций метро Душкин (и большинство других архитекторов) стремились подчеркнуть легкость и воздушность конструкций, избежать ощущения замкнутого пространства (характернейший пример - станция "Маяковская", также построенная по проекту Душкина).




Однако чтобы втиснуть в арку объемные фигуры, их пришлось сделать сгорбленными и возник эффект того, что они напротив, несут на плечах большую тяжесть. Это, плюс смена освещения станции, сменили легкость в ее облике тяжеловесностью и драматизмом.




Тем не менее, сами скульптуры безусловно представляют большой интерес. Под руководством Манизера их создавала группа ленинградских скульпторов (А. А. Дивин, А. А. Пликайс, Л. К. Жданов, Г. Ф. Ветютнев, И. П. Иванов, Е. Г. Фалько, М. А. Владимирская, В. А. Пузыревский) на заводе "Монументскульптура" (тогда он именовался «Мастерской художественного литья комбината наглядной агитации и пропаганды» Ленсовета), который обеспечивал монументальной скульптурой практически весь СССР.




О том, что скульптура "народу нравится " говорят и многочисленные суеверия, которые связаны со скульптурами. Их наглядно демонстрируют многочисленные натертые части.






































Торец станции изначально украшал барельеф "Сталин и Ленин" работы все того же Манизера. Однако в 1947-м году, при открытии второго входа, его перенесли на станцию Павелецкая, а после "десталинизации" убрали из метрополитена вообще.

Советская архитектура, Путевые заметки, Москва и окрестности, Манизер, Душкин А. Н.

Previous post Next post
Up