Москва. Северный речной вокзал

Sep 07, 2022 16:00

Во время поездки на майские праздники я наконец закрыл очередной гештальт, посетив Северный речной вокзал. Посмотреть это здание я собирался уже несколько лет, а прошлый месяц даже снял квартиру у станции метро "Речной вокзал" именно в расчете дойти до него, но все время что-то не складывалось, и только в эту поездку я наконец смог до него добраться. Здание и в самом деле произвело на меня очень яркое впечатление, как один из лучших образцов сталинской архитектуры 30-х годов (благо оно совсем недавно было очень качественно отреставрировано). Рассказу о нем и будет посвящен сегодняшний пост.


Выйдя из метро "Речной вокзал" мы направились к цели через парк Дружбы. По дороге я наткнулся на несколько монументов. Один из них - "Подвигу Советского Союза датская благодарность". Это стела, подаренная СССР датским объединением инвалидов борцов за свободу в память о вкладе СССР во Вторую Мировую войну была установлена в 1986-м году.




Пройдя еще немного я увидел монумент в честь Венгеро-Советской дружбы, открытый в 1976-м году (это копия аналогичного монумента, открытого в Будапеште на год раньше):




А пройдя вперед еще немного я подошел к двум скульптурным группам, созданным одним из лучших русских скульпторов прошлого столетия В. И. Мухиной (помимо нее над скульптурами работали скульпторы Н. Г. Зеленская и А. М. Сергеев). Обе они были поставлены в 1963-м году. Одна из них именуется "Хлеб":






Другая - "Плодородие" (если "Хлеб" Мухина делала сама, то "Плодородие" скульпторы создавали уже после смерти Мухиной, используя ее эскизы):








Переходим Ленинградское шоссе и входим в парк Речного вокзала, который был разбит в 1936-1938 годах.


У входа в который посетителей встречает скульптура "Водный путь", установленная в 1937-м году:




Ее автор - скульптор Ю. А. Кун.




Интересно, что точно такая же скульптура украшает шлюз №5 канала имени Москвы.


Ограда парка (ее автор - архитектор И. Д. Мельчаков):


Центральная аллея выводит к зданию вокзала:


А по бокам виднеются два фонтана




Эти фонтаны существовали в парке изначально и именовались "Север" и "Юг", но с течением времени от них остались только чаши. В ходе реконструкции вокзала и парка фонтаны восстановили по архивным данным.






Выходим к зданию вокзала.


Он строился в 1933-1937 годах.


Его авторами стали "перековавшиеся авангардисты" архитекторы А. М. Рухлядев и В. Ф. Кринский (оба они были основателями "Аснова" - одного из главных объединений в архитектуре советского авангарда 20-30-х, а Рухлядев и вовсе начинал еще в "Живскульптархе", одном из самых первых авангардных объединений архитекторов).




А поскольку теперь требовалось "овладевать классическим наследием", архитекторы взяли за прототип Дворец дожей в Венеции. Впрочем, прототип они сильно изменили, да к тому же постарались придать зданию вокзала облик корабля.










Порталы главного входа с обеих сторон вокзала украшают фарфоровые медальоны:




Изготовлены они были на ЛФЗ известным скульптором-керамистом Н. Я. Данько.


Медальоны со стороны города:




Ледокол "Красин":






А это явно линкор типа "Петропавловск" (интересно, кого именно изображала Данько - "Марат", "Октябрину" или "Парижанку"):


А это, возможно, "Аврора" (во всяком случае некоторое сходство есть):












Теперь посмотрим медальоны с другой стороны.
Московский театр Красной армии






Станция метро "Киевская" (о ней я как раз планирую пост):


Красная площадь:




Дворец советов:


Кремль:




Танк Т-26 ранних серий с двумя башнями (интересно, что к моменту создания медальонов он уже был снят с производства):






Еще один декоративный элемент - четыре статуи. Они изображают красноармейца, краснофлотца, колхозника-северянина и колхозницу-южанку (их авторы - скульпторы М. Ф. Листопад, С. Н. Попов, Ф. Г. Блюм):








Статуи можно рассмотреть подробнее, если спуститься в цокольный этаж здания. Там стоят то ли копии, то ли наоборот, подлинники:








Прогуляемся по галереям, окружающим здание вокзала:
















В торцах здания на площадках расположено два фонтана. Один из них, "Южный" или "Черноморский" создал скульптор И. С. Ефимов:








Другой фонтан, "Полярный" или "Северный", создал ученик Ефимова, скульптор Л. А. Кардашев:










Эти фонтаны не единственные. Вот еще фонтанчик, расположенный в углу здания:




Теперь посмотрим интерьеры здания. Центральный вестибюль:










В соседнем зале фрески изображают права граждан СССР:












Внутри был выставлен какой-то проект летающей машины (меня он не слишком интересовал, скорее мешал):






Коридор:










Ресторан:






ВИП-зал для главного ВИПа страны.




Перила лестницы в цокольный этаж:




Павильоны причалов:






И какой-то технический павильон:

Мельчаков И. Д., Рухлядев А. М., Советская архитектура, Памятники гор.скульптура мем.доски, Кринский В. Ф., Путевые заметки, Москва и окрестности

Previous post Next post
Up