Вновь вернемся в Москву и прогуляемся по улице с замечательным названием Сивцев Вражек. Впрочем, начнем мы с Арбата, где к высотке МИДа примыкает здание бывшей гостиницы Общества пролетарского туризма и экскурсий (после постройки здания МИД она стала его составной частью):
Здание это было построено в 1934-м году.
Его авторы - архитекторы И. А. Голосов и Д. Д. Булгаков
Фасад, выходящий в Денежный переулок, выдержан в духе конструктивизма (разве что слегка обогащен неглубоким рустом):
А вот у фасада, обращенного к Арбату, черты постконструктивизма проявляются уже заметнее:
Лоджию поддерживают уже вполне полноценные колонны (правда довольно нетипичного ордера, но Голосов всегда любил изощряться с архитектурными деталями):
Рельеф над лоджией изображает все основные виды пролетарского туризма - от водного и пешего:
до велосипедного
и лыжного:
Пройдя по Денежному переулку мы выходим к началу переулка Сивцев Вражек. На углу стоит одноэтажный дом с мезонином. По одной из версий, это дом булгаковского Мастера. Обоснование у версии весьма и весьма слабенькое, но это не помешало обустроить в домике отель "Мастер":
Еще только начиная идти по Сивцеву Вражку я увидел впереди башню, увенчанную куполом. А пройдя дальше, я вышел и к самой башне:
Принадлежала она огромному дворцу в духе сталинского ампира:
Увидев его, я долго ломал голову над тем, для чего было построено это здание и решил, что вероятно оно построено для какого-нибудь весьма могущественного ведомства. Тем большим было мое удивление, когда я погуглил и узнал, что это всего-навсего ПОЛИКЛИНИКА!!!
Правда, поликлиника эта была не простая, а "кремлевская" (собственно говоря, в этом качестве она продолжает работать и в наши дни, правда теперь тут лечат не генсеков, а президентов).
Строить ее начали еще в 1937-м году, но из-за войны работы были остановлены, и завершились только к 1950-му году.
Напротив поликлиники стоит конструктивистский дом начсостава Народного комиссариата ВМФ:
Построен этот дом был в 1929-1930 годах.
Автор его - архитектор П. А. Голосов (кстати, он брат И. А. Голосова, построившего дом)
А так выглядят дворовые фасады дома:
К этому дому примыкает одноэтажный особняк с мезонином:
Мемориальная доска на нем извещает, что в этом доме четыре года жил А. И. Герцен, так что сейчас здесь музей Герцена. Я даже хотел его посетить, но оказалось, что у него в этот день был выходной.
Кроме Герцена в этом доме жил С. Т. Аксаков, а Ильф и Петров изобразили этот дом в "Двенадцати стульях" в качестве «Общежития имени монаха Бертольда Шварца».
Сворачиваем в Малый Власьевский переулок. Здесь находится изначальная цель всей прогулки - дом П. А. Федорова:
Этот очаровательный деревянный особняк был построен в 1816-м году
Строился он по проекту, разработанному В. Гесте и Л. Руска.
Дом украшен типовой лепниной. Она массово изготавливалась на продажу по образцам, созданным известными скульпторами
Вернувшись к Сивцеву Вражку я натыкаюсь на еще один чрезвычайно интересный конструктивистский дом.
Выделяется это здание в первую очередь своим планом, более всего похожим на букву "Ж":
Выступы здания образуют дворы-курдонеры крайне необычной, пятиугольной формы:
Как я позднее выяснил, здание это - одна из редких реализованных работ Н. А. Ладовского, лидера Рационализма - одного из двух главных течений советского архитектурного авангарда.
Здание было построено в 1930-32 годах и было рассчитано на 168 квартир.
Дом не окрашен, однако судя по углублениям между окон, его предполагалось красить, создав "псевдоленточные окна".
Характерный для конструктивизма "подрезанный" угол первого этажа:
Здание предназначалось для советской элиты, квартиры в нем получали партийные работники, сотрудники НКВД и Госплана, видные ученые (впоследствии многие из них из этого дома переселились на Лубянку, а оттуда на тот свет).
Единственная мемориальная доска на доме посвящена М. Л. Матусовскому, автору текста песни "Подмосковные вечера".
Однако в доме жили и другие знаменитости - экономист академик Е. С. Варга, актер А. Л. Кайдановский, писатель В. Я. Зубцов (Зазубрин).
Пройдя еще немного я наткнулся на сад скульптур. С художественной точки зрения они на меня впечатления не произвели, но вот одна из скульптур заинтересовала с точки зрения сюжета. Судя по всему, они посвящены визитам русских эскадр под командованием адмиралов Попова и Лесовского в США в 1863-м году:
Слева, очевидно, изображен Линкольн, а справа, судя по всему - адмирал С. С. Лесовский (во всяком случае сходство явно имеется):