Николай Васильевич Гоголь - великий русский писатель, поэтому естественно, что в Москве в конце Гоголевского бульвара стоит посвященный ему памятник. Куда более необычен тот факт, что менее чем в четырехстах метрах от него стоит, а вернее сидит, еще один Гоголь. Истории этих двух монументов (которые я отснял во время предпоследней поездки в Москву) и будет посвящен сегодняшний пост. Вот они:
Идея поставить в Москве памятник Гоголю возникла в 1880-м году и Общество любителей российской словесности развернуло сбор средств на монумент. Средства собирались не быстро, но к 1896-му году перевалили за 70 тысяч рублей. В том же, 1896-м году был образован и комитет по сооружению памятника. К 1900-му году местом для установки памятника была избрана Арбатская площадь, а в 1901-м году был объявлен конкурс на создание проекта памятника. В соответствии с условиями конкурса памятник должен был изображать Гоголя "в сидячем положении, в костюме времени жизни писателя". Отдельно оговаривалось, что "никаких аллегорических фигур в проекте памятника не допускается".
На конкурс поступило 46 проектов, а среди участников были такие известные скульпторы, как Р. Р. Бах, и П. П. Забелло. Хотя премии и были присуждены, результат организаторов не удовлетворил. Корреспондент "Нового времени" ехидничал: "Видел проекты памятника Гоголя премированные и непремированные. Как те, так и другие ничего не оставляют желать лучшего: писатель сидит с головой склоненной направо, с головой склоненной налево, с головой склоненной прямо, с ногой на ногу, обе рядом, обе врозь".
Коль скоро конкурс не помог решить проблему, комиссия прибегла к волевому решению, и в 1906-м году с предложением о разработке проекта памятника обратились к скульптору Н. А. Андрееву. Кандидатуру именно этого скульптора предложил известный художник и коллекционер, председатель совета Третьяковской галереи И. С. Остроухов. 28 апреля 1906 года комиссия одобрила проект (Андреев представлял его комиссии в саду дома Остроухова) и скульптор получил заказ на изготовление памятника.
27 мая 1907 года состоялась церемония закладки памятника, а летом того же года - "примерка" будущего памятника: на месте будущего памятника установили деревянный щит с его изображением в натуральную величину.
Открытие памятника состоялось 26 апреля 1909 года. Церемония прошла негладко. Арбатская площадь была залита грязью из-за прошедшего накануне дождя. Трибуны для зрителей церемонии признали негодными, а спекулянты взвинтили цены на билеты. Во время выступления председателя комиссии, городского головы Н. И. Гучкова один из фотографов затеял скандал и мешал ему выступать. Однако главным скандалом оказался сам памятник.
На этом кадре хорошо видны пустые трибуны (из-за их сомнительной надежности было решено зрителей на них не пускать):
Большинство зрителей, вероятно, ожидали увидеть изображение гения в расцвете творческих сил, но вместо этого Андреев создает трагический образ уставшего и разочарованного человека незадолго до смерти. И в этой связи нельзя не восхититься мужеством членов комитета по строительству памятника, принявших на себя ответственность за столь рискованное решение.
Критик Сергей Яблоновский (С. В. Потресов), который увидел этот памятник за месяц до открытия, писал: «Не захотят многие этого памятника с больным Гоголем, не захотят пугливо кутающейся фигуры, дрожащего от холода, прячущегося от людей, с птичьим профилем, с бессильно поникшей головой. Может быть, они правы. Может быть, необходим другой памятник Гоголю - памятник могучему творческому гению, но нужен и этот... Страшный, кошмарный символ».
Его оценка оказалась верной. Уже 29 мая 1909 года "Петербургская газета" опубликовала заметку "Проект замены неудачного памятника Гоголю новым монументом", где говорилось: "Ходят слухи, что группа художников и известных коллекционеров, оставшихся недовольными памятником Н.В. Гоголю в Москве, намерены открыть подписку и, когда соберется достаточное число протестантов, возбудить ходатайство о замене этого памятника другим". Среди возмущавшихся этим памятником были не только "профаны". Так, известный художник М. А. Нестеров считал, что "для Андреева нет пощады" за то, что он изобразил Гоголя "умирающим, в смертельной тоске отрекающимся от всего им содеянного".
Впрочем, были у памятника и сторонники. Например, восхищался памятником И. Е. Репин: "Трогательно, глубоко и необыкновенно изящно и просто. Какой поворот головы! Сколько страдания в этом мученике за грехи России!.. Сходство полное… Да здравствует Николай Андреевич Андреев! В душе своей я благословил комиссию, утвердившую эту смелую по правде идею. Москва не без просвещенных людей: большое счастье для искусства". Интересен раздор в семействе Толстых - великому писателю памятник понравился, а вот его жене - нет.
Единственное, что одобряли даже те, кому памятник в целом не нравился - барельефы с героями основных произведений Гоголя,размещенные на постаменте.
"Вечера на хуторе близ Диканьки" и "Миргород" (для образа Тараса Бульбы позировал В. А. Гиляровский):
"Ревизор":
"Мертвые души" (для образа Коробочки скульптору позировала сестра Гоголя Ольга):
"Петербургские повести":
Так или иначе, памятник остался стоять на своем месте вплоть до 1951-го года. Однако еще в 1936-м году судьба памятника была решена. Председатель Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР П. М. Керженцев писал в своей записке на имя Сталина и Молотова, что "памятник Н.В. Гоголю работы скульптора Н.А. Андреева ... не передает образ великого писателя-сатирика, а трактует Гоголя как пессимиста и мистика, причем само исполнение памятника несвободно от ряда существенных недостатков и несет в себе элементы эклектики", а следовательно необходимо "установить в Москве новый памятник Гоголю, отражающий подлинный облик великого русского писателя-сатирика". И Сталин, и Молотов согласились с этим предложением (вполне возможно, что именно Сталин и был его инициатором), и в 1936-м году был объявлен конкурс на новый проект памятника.
К организации конкурса подошли серьезно, вплоть до того, что всем участникам конкурса вручали специальную папку, в которой были проект будущего вида Арбатской площади, все известные изображения Гоголя и брошюра с цитатами из воспоминаний о нем:
Однако воспользоваться результатами первого конкурса помешала война. После войны был проведен еще один конкурс, победителем в котором стал известный скульптор Н. В. Томский.
В 1951-м году памятник работы Андреева сняли и отправили в Донской монастырь (он использовался как музей скульптуры и архитектуры), а 2 марта 1952 года на его месте открылся новый памятник.
Гоголь Томского выглядит куда более жизнерадостным, чем Гоголь Андреева, явно осчастливленный тем, что Советское правительство признало его великим русским художником слова.
Ведь именно так и звучит надпись на постаменте - не просто памятник Гоголю, а памятник "от правительства Советского Союза".
Кстати, Томский рассматривал и иной вариант памятника, где Гоголь делает записи в записную книжку указаний товарища Сталина.
В целом, памятник Томского вышел, конечно, гораздо более скучным и официозным, "не то водевильный артист, не то столоначальник, лишенный всякой индивидуальности и поэзии", как определил его В. П. Катаев.
Среди москвичей ходила эпиграмма:
Юмор Гоголя нам мил,
Слезы Гоголя - помеха.
Сидя, грусть он наводил,Пусть теперь стоит - для смеха!
Сам Томский, кстати, также не считал этот памятник своим успехом, и говорил, что это самый неудачный из его монументальных проектов.
К счастью, памятник работы Андреева недолго простоял в Донском монастыре. Уже в 1959-м году, к 150-летию со дня рождения Гоголя его перенесли в сквер рядом с домом, в котором Гоголь жил и в котором скончался.
Еще одна интересная деталь. В ансамбль первоначального памятника Гоголю входил не только сам памятник, но и фонари, также созданные по проекту Андреева. Когда меняли памятники, фонари менять не стали и они по прежнему стоят на изначальном месте, теперь уже в компании нового Гоголя.
Фонари эти выглядят весьма необычно.
Они опираются на спины львов
А сверху украшены птичьими головами и фигурой, держащей шар: