В прошлые выходные очередной раз сходил в Эрмитаж на временные выставки. Самая крупная из них - "Вигилиус Эриксен - портретист императрицы" в Николаевском зале.
Выставка посвящена 300-летию этого художника. Судя по ней, изначально она вероятно планировалась в сотрудничестве с зарубежными музеями, однако по понятным причинам сотрудничество не состоялось и вместо части картин висят фотографии. В целом, выставка довольно любопытная, хотя не столько с эстетической точки зрения, сколько с исторической.
Сам Эриксен приехал в Россию еще во времена Елизаветы Петровны и успел написать и ее портрет. Выглядит она на нем весьма свежо и няшно. Судя по всему, художник ей польстил, поскольку красота ее к этому времени несколько подувяла (так что императрица браковала многие свои портреты), но благодаря этой лести он смог занять положение в России.
Екатерину он, соответственно, начал рисовать еще великой княгиней.
А тут она как раз в трауре по Елизавете:
И вот, наконец она становится императрицей. Коронационный портрет:
Екатерина перед зеркалом:
Многие портреты Эриксена были в двух вариантах - большом и портативном. Вот как раз портативный вариант предыдущего:
Центральное место на выставке занимают три больших конных портрета:
В центре изображена Екатерина во время переворота:
Интересно, что за монастырь на заднем плане? По идее это должна быть
Троице-Сергиева пустынь, но вроде как не очень похоже (впрочем, может быть "художник так видит"):
Есть на выставке и тот самый мундир, который императрица одолжила у подпоручика Александра Талызина (бюст ее в мундир не влез, так что пришлось приделывать к нему завязки). Лента, как я понимаю, должна была быть голубой, но вероятно выцвела от времени:
Две других картины изображают братьев Орловых во время Карусели, устроенной у Зимнего дворца в 1766-м году. Слева Алексей Орлов (победитель при Чесме и похититель княжны Таракановой): Он был в составе Турецкой кадрили, потому и одет соответственно:
Интересно рассматривать задний план:
Справа в составе Римской кадрили Григорий Орлов (тот самый, который любовник Екатерины):
Представлены на выставке еще несколько экспонатов, связанных с этой каруселью.
Портрет работы неизвестного художника, изображающий А. П, Шереметеву в костюме Беллоны (она также входила в Римскую кадриль):
А вот французские гравюры Франсуа Шово, изображающие, прототип для екатерининского косплея - карусель, устроенную Людовиком XIV:
Герцог Энгиенский - король индусов, принц Конде - император турок
Месье (герцог Орлеанский) - король персов, герцог де Гиз - король американский:
Аллегория Екатерина II в образе Минервы также связана с каруселью.
Интересна история ее появления. Во время своего путешествия по Европе граф Александр Сергеевич Строганов заглянул в мастерскую французского скульптора Жана-Пьера-Антуана Тассара. Там ему понравилась неоконченная статуя Минервы-покровительницы искусств. Он предложил купить ее, но с условием, что скульптор придаст Минерве черты лица Екатерины II .Тот не только сделал это, но добавил еще пару забавных деталей: в руку Минервоекатерине он дал карусельное копье (как намек на ту самую карусель), а сфинкса на шлеме укутал в платок (потому как Россия - не Египет, там холодно):
.
Портрет Петра Ивановича Панина (портрет этот был позднее переписан самим Эриксеном в связи с получением Паниным новых орденов):
Два портрета Алексея Михайловича Голицына - работы Эриксена:
И работы Алексея Петровича Антропова:
И вновь Екатерина II. Как известно, она первой осознала важность "национальной гордости великороссов" (что неудивительно, поскольку была немкой), и стала надевать русское платье (и кушать на ужин щи). Как раз в таком русском платье она и изображена на этом портрете. Правда оригинал его работы Эриксона не сохранился, а это - копия, работы неизвестного мастера:
Официальный портрет наследника - великого князя Павла Петровича:
Среди вельмож и цариц выделяется вот этот групповой портрет крестьян. В данном случае крестьяне попали на полотно как диковинка: крестьянка в центре, Надежда Матвеева из села Кузьмино Царскосельского уезда додила до 120 лет, а вокруг нее стоят ее дети - три сына (75, 55, 47 лет) и юная дочь (всего-то 46 лет от роду):
Антон Фридрих Бюшинг - пастор
Петрикирхе:
И увеличенная копия портрета, как раз для Петрикирхе (там была портретная галерея всех пасторов):
Аврора Лесток - жена лейб-медика Елизаветы Петровны Иоганна Лестока:
И еще портреты Григория Оролова. Работы Эриксена:
И неизвестного автора:
И работы мастера Чернова (тоже с портретов Эриксена). Табакерка:
и миниатюра:
Еще одна небольшая выставка, "Пасха в России" открылась в Малой церкви Зимнего дворца. В соответствии с названием представлены на ней различные артефакты, связанные с Пасхой.
Иконы , изображающие воскресение Христово.
Из резной кости:
Икона 1751-го года (ее автор, квероятно, репостной мастер Шереметевых Михаил Фунтусов). Возникает ощущение, что сейчас Христос вдогонку убегающему солдату молнию запустит. ;-)
Еще одна икона в красивой лаковой раме. Икона эта - подарок японских православных цесаревичу Николаю Александровичу во время того самого визита в Японию, когда Сандзо Цуда так неудачно покушался на него.
Присмотревшись поближе, можно заметить на ней японские иероглифы:
А вот фотография оборота с текстами на русском и японском:
И какая Пасха без яиц!
Расписные скорлупки:
Яйцо с колодой карт внутри:
И с сюрпризом:
Однако самой приятной из всех оказалась выставка "Диковинный и дорогой Китай. Знания о Востоке" в Арапском зале. Проходит она в рамках "Года Петра Великого" и, соответственно, показывает китайские артефакты, приобретенные в России во времена Петра I.
Шпильки для волос:
Чашечка с блюдечком. Если не знать, можно подумать, что они для кофе, но на самом деле они для вина:
Очаровательные заводные игрушки:
Расписные обои:
Монах, мечтающий о пагоде:
А тут много всего и сразу.
Сверху Лунный заяц толчет снадобье бессмертия, пониже его бессмертные:
Персики бессмертия:
Красавицы
Еще одни обои, с птичками: и обезьянами:
Резьба из корня:
Костяная фигурка даосского божества долголетия Шоусина. Поступила она в Кунсткамеру из коллекции Якова Брюса с замечательно лапидарным описанием: "Идол плешивый костяной":
Еще один забавный артефакт - церковное облачение из китайского шелка с драконом на спине:
И аптекарские банки из китайского фарфора с двуглавыми орлами:
Также в Двенадцатиколонном зале проходит выставка "Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля". На ней я не снимал (было темновато и сильно бликовало), но в целом выставка довольно любопытная (в первую очередь возможностью поглядеть на героев Дюма в натуре).