Когда говорят об архитектуре питерского метро, обычно сразу вспоминают станции первой очереди, проектировавшиеся и строившиеся в сталинскую эпоху. Действительно, станции хрущевских и брежневских времен заметно скромнее и, чаще всего, скучнее. Однако и среди них есть исключения, которые вполне достойно выдерживают сравнение со своими предшественниками. Одна из таких станций - станция "Электросила", которая на мой взгляд является одной из самых красивых станций питерского метро.
Станция строилась в 1959-1961 годах.
Авторы подземного зала - архитекторы С. И. Евдокимов, Г. М. Вланин и Н. В. Устинович.
Хотя станция строилась в самый пик "борьбы с излишествами" архитекторам удалось создать эффектное произведение.
С белыми стенами зала контрастирует серый мрамор , которым облицованы стенки проходов:к перронам и блестящий металл, который обрамляет сами проходы и расположенные над ними светильники.
Также из него выполнены спинки скамеек.
Образ дополняет майоликовое панно с картой СССР,
Рабочим, "расщепляющим атом"
И традиционным ленинским "электролозунгом"
Панно было выполнено в керамических мастерских Мухинского училища (ныне Академия имени Штиглица). Интересно, что в литературе среди авторов панно на первом месте указывают известного художника-керамиста и архитектора В. С. Васильковского, однако на самом панно на первое место поставили Г. А. Шило и А. М. Остроумова, а роль Васильковского обозначена как "при участии":
Наземный вестибюль станции было решено построить по типовому проекту архитекторов А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой: аналогичные вестибюли были построены на станциях "Парк Победы", " Фрунзенская" и "Горьковская" (на "Горьковской" павильон поставили на стилобат во избежание затопления при наводнениях). Здание было простое, но довольно симпатичное, а главной частью образа был консольный железобетонный козырек.
Увы, после обрушения козырька на "Площади Мира" на всякий случай под все такие козырьки сперва поставили металлические подпорки, а затем сделали подпорки каменные (а между ними разместили дополнительные торговые киоски).
Это, конечно, не пошло на пользу внешнему виду здания.