Ленинград. Станция метро "Электросила"

Mar 10, 2022 16:06

Когда говорят об архитектуре питерского метро, обычно сразу вспоминают станции первой очереди, проектировавшиеся и строившиеся в сталинскую эпоху. Действительно, станции хрущевских и брежневских времен заметно скромнее и, чаще всего, скучнее. Однако и среди них есть исключения, которые вполне достойно выдерживают сравнение со своими предшественниками. Одна из таких станций - станция "Электросила", которая на мой взгляд является одной из самых красивых станций питерского метро.


Станция строилась в 1959-1961 годах.


Авторы подземного зала - архитекторы С. И. Евдокимов, Г. М. Вланин и Н. В. Устинович.


Хотя станция строилась в самый пик "борьбы с излишествами"  архитекторам удалось создать эффектное произведение.




С белыми стенами зала контрастирует серый мрамор , которым облицованы стенки проходов:к перронам и блестящий металл, который обрамляет сами проходы и расположенные над ними светильники.








Также из него выполнены спинки скамеек.




Образ дополняет майоликовое панно с картой СССР,


Рабочим, "расщепляющим атом"


И традиционным ленинским "электролозунгом"


Панно было выполнено в керамических мастерских Мухинского училища (ныне Академия имени Штиглица). Интересно, что в литературе среди авторов панно на первом месте указывают известного художника-керамиста и архитектора В. С. Васильковского, однако на самом панно на первое место поставили Г. А. Шило и А. М. Остроумова, а роль Васильковского обозначена как "при участии":


Наземный вестибюль станции было решено построить по типовому проекту архитекторов А. С. Гецкина и В. П. Шуваловой: аналогичные вестибюли были построены на станциях "Парк Победы", " Фрунзенская" и "Горьковская" (на "Горьковской" павильон поставили на стилобат во избежание затопления при наводнениях).  Здание было простое, но довольно симпатичное, а главной частью образа был консольный железобетонный козырек.






Увы, после обрушения козырька на "Площади Мира" на всякий случай под все такие козырьки сперва поставили металлические подпорки, а затем сделали подпорки каменные (а между ними разместили дополнительные торговые киоски).


Это, конечно, не пошло на пользу внешнему виду здания.

Гецкин А. С., Вланин Г. М., Устинович Н. А., Петербург, Советская архитектура, Шувалова В. П., Евдокимов С. И.

Previous post Next post
Up