Пару недель назад я очередной раз посетил Великий Новгород. Вообще-то, планировал я более крупную поездку и хотел за два дня посетить как Новгород, так и Боровичи с прилегающими к нему усадьбами. Я уже начал брать билеты, как вдруг внезапно обнаружил, что те Боровичи, которые услужливо предлагал Яндекс - не город в Новгородской области, а поселок в Псковской, а до нужных мне Боровичей прямого автобуса просто не существует. В итоге, поездка развалилась, однако билеты на "ласточку" до Новгорода я уже взял, и как оказалось, РЖД считает этот маршрут пригородным, а потому взятые билеты обратно не вернуть. Чтобы они не пропадали даром, я и съездил в Новгород на денек, благо хоть я и ездил в этот город несколько раз, осмотрел я там далеко не все достопримечательности (более того, джае сейчас их осталось еще на одну поездку).
Свой рассказ о том, что именно я посмотрел в этот раз, я начну со здания манежа (расположен он по адресу ул. Бредова-Звериная, 22)
История появления в Новгороде этого здания начинается еще в XVIII-м веке, когда в 1774-1778 годах в этих местах была построена Адмиралтейская парусная фабрика. В 1829-м году она закрылась, и с 1832-го года ее корпуса стали приспосабливать для размещения войск.
Квартирующим в бывшей фабрике войскам требовался экзерциргауз. В ноябре 1833-го года был высочайше утверждён проект экзерциргауза с церковью (за прототип для этого проекта явно брали
разработанный В. П. Стасовым проект аналогичных зданий в комплексах военных поселений, только там к самому манежу с двух сторон примыкали корпуса казарм, здесь же он должен был стоять отдельно).
В январе 1834 года проект был отправлен заведующему работами в Новгороде генерал-майору Волкову для составления сметы. Волков составил смету с указанием количества рабочих и стройматериалов, но без финансовых расчетов. Общее присутствие Департамента военных поселений 25 мая 1839 года утвердило эту смету. В дальнейшем в Департамент военных поселений ежегодно представлялись выдержки из сметы с указанием работ, которые предполагалось выполнить «в размере ассигнуемой суммы», в ответ поступали деньги и лишь в 1847 году управлением 1-го округа Корпуса инженеров военных поселений наконец была составлена полная смета с указанием как уже затраченых сумм - 37 366 руб. 59 коп:., так и остающихся - 22 228 руб. 35 коп.
Основные строительные работы велись в 1845-м году (когда были возведены стены здания) и в 1846-м году (были построены три пилястровых портика - на торцах здания и на пристройке к центральной части).
Окончились работы к 1851-му году, когда.заведующий работами в Новгороде и первых четырёх округах пахотных солдат инженер-полковник Иваницкий сообщил в управление 1-го округа Корпуса инженеров военных поселений, что «состоящий при казармах трёх батальонов в г. Новгороде каменный экзерциргауз постройкою доведён до такой степени, что квартирующие войска начали уже производить ученье».
Манеж использовался не только для обучения солдат. Здесь проходили полковые торжества, устраивались театральные представления для солдат, конноспортивные состязания, а также гимнастические занятия для отрядов "потешных" (русский аналог скаутов, образованный в 1911-м году).
Согласно проекту, манеж совмещал в себе функции как экзерциргауза, так и полковой церкви. Однако уже в процессе строительства от этой идеи отказались, и вместо храма в пристройке разместили гальванический класс, фехтовальное и гальваническое отделения для Гренадерского сапёрного батальона (позднее, в 1862-м году пристройку переоборудовали под склад инструментов и материалов инженерного ведомства).
Однако в 1884-м году начальство 85-го пехотного Выборгского полка (он размещался здесь с 1864-го года) вернулось к идее размещения в пристройке церкви и в сентябре 1884-го года здесь была освящена церковь во имя Святого Александра Невского.
Увы, идея оказалась неудачной. В начале XX века полковой священник В. Н. Криницкий жаловался: «Помещение церкви крайне сырое и зимою очень холодное, так что во время сильных морозов в декабре и январе месяцах вода, оставленная в церкви на ночь, покрывается слоем льда. После самой усиленной топки температура не поднимается выше 4-5 гр. по Р. <...> Вентиляции в церкви нет; благодаря холоду, сырости и отсутствию вентиляции иконостас, иконы и позолота портятся; церковные облачения и утварь быстро изнашиваются и ветшают. Во время скопления богомольцев по стенам образуются потоки сырости. Осушить же церковь вследствие плохого устройства топок, долголетней сырости и отсутствия хорошей вентиляции нет никакой возможности <...> пол в алтаре и в части, где стоят молящиеся, подгнил и проваливается, причём замечается ежегодное опускание пола книзу <...> на потолке в штукатурке по всем направлениям видны трещины, и это грозит обвалом штукатурки; крыша протекает, и на потолке видны пятна от протекшей чрез крышу воды; в восточной алтарной стене от потолка, через арки окон проходят две трещины, которые грозят разрушением стены» Кроме того, храм вмещал всего 200 человек, «и то при тесном расположении». Из-за этого нижним чинам приходилось посещать другие храмы, что многие использовали как повод для самоволки: «отправляясь из полка накануне и в самые дни праздника в чужеприходные церкви, на самом деле церквей не посещают, и это вредно отражается на религиозно-нравственном состоянии нижних чинов полка». Кроме того, плохо получалось совмещать богослужения с учениями: «происходит, например, служение литургии, а в манеже производится гимнастика под музыку или другое учение с музыкой или барабанным боем <...> Был случай, когда на мою просьбу о прекращении игры на гармонике, под звуки которой люди обучались гимнастике, обучающий офицер артиллерии ответил посланному: «Скажи батюшке, что у нас назначено определённое время для пользования манежем, и когда оно кончится, я музыку прекращу; мы здесь под музыку не танцуем» . В итоге. в 1913-м году Выборгскому полку передали здание Тихвинской церкви, а храм в манеже закрыли.
Манеж использовался по прямому назначению до Великой Отечественной войны. После войны в здании разместился мотороремонтный завод, который работал здесь до конца 1980-х годов. После этого здание переоборудовали под спортивный комплекс и в этом качестве оно работает с 2001-го года.
Мемориальная доска на стене Манежа напоминает о том, что в 1917-м году в казармах размещался 177-й запасной пехотный полк, солдаты которого в Новгороде участвовали в создании большевистской организации.
А напротив здания стоит стела, поставленная к 100-летию Отечественной войны 1812-го года в память о Новгородском ополчении:
Деталировка ее довольно необычна для современной стелы, но как оказалось, создана она на основе эскизов известного архитектора XIX века А. П, Брюллова:
Напротив здания находится автостоянка, часть которой отведена для инвалидов. Тех, кто захочет парковаться на их местах предостерегает надпись:
А на соседнем здании автомастерской взгромоздился вот такой автомобиль (насколько я могу судить - это "Москвич"):