Последним музеем, который я посетил в своей
поездке в Москву, был Музей архитектуры (обычно я посещаю его всякий раз, когда бываю в Москве). И надо сказать, выставки в этом музее тоже меня не разочаровали. На одной из них (она называется "Калязин. Фрески затопленного монастыря") представлены фрески из Троицкого Макарьего монастыря в Калязине.
Монастырь этот, основанный в 1434-м году, когда-то был одним из самых почитаемых на Руси. О статусе его говорит тот факт, что главный храм монастыря, Троицкий собор был построен на средства царя Алексея Михайловича, а расписывали его царские иконописцы. Когда-то этот монастырь выглядел так:
Увы, во второй половине 30-х годов при создании Угличского водохранилища монастырь был затоплен. Однако перед затоплением монастыря, в 1939-40 годах были произведены обмеры, а также сняты со стен некоторые фрагменты фресок. Эти фрагменты и представлены на выставке:
Царь Алексей Михайлович:
И царица Мария Ильинична Милославская - его первая жена:
Вавилонская башня:
Апокалипсис - ангелы с чашами гнева:
А понизу ходят вот такие замечательные монстрики:
Очаровательная смерть с мушкетом вместо косы:
Другая выставка под названием "Архитектура памяти" была посвящена проектам советских архитекторов, связанным с памятниками Великой Отечественной войне и восстановлением разрушенных городов. Выставка также оказалась весьма любопытной. Работы, увы, сильно бликовали, но кое-что интересное я снял (сорри за качество).
Проект монумента защитникам Ленинграда на Пулковских высотах, созданный Алексеем Щусевым:
Интересно, что в этом месте есть сразу два мемориала, связанных с Великой Отечественной -
Пулковское воинское кладбище у подножия горы и
братская могила "Высота Меридиан" рядом с обсерваторией. Есть там и обелиск и лестница, ведущая к нему.
Однако у Щусева все сделано гораздо эффектнее - лестница ведет прямо на гору, к обсерватории, и идет строго по Пулковскому меридиану, так что вид с шоссе был бы очень эффектный (жаль, что проект не реализовали).
Еще один питерский проект на конкурс проектов Мемориала защитникам Ленинграда 1964-го года (в конечном итоге все эти конкурсы 60-70х вылились в мемориал на площади Победы). Здесь однако интересно, что архитекторы заодно с решением непосредственной задачи (проектирования мемориала) пытаются решить еще одну: исправить "вандализм" второй половины XIX-го века - застройку Адмиралтейской набережной между павильонами Адмиралтейства, путем сноса построенных домов и организации на территории Адмиралтейства парка (был, кстати. еще один похожий проект, только там хотели сносить институт Отта). Задумка, конечно, интересная, но совершенно утопическая - соввласть при постоянной нехватке жилплощади никогда не стала бы сносить хорошие крепкие доходные дома.
Большинство проектов мемориалов времен войны впечатляют в первую очередь своим гигантизмом. Вот, например, Пантеон героев Отечественной войны "Слава русскому оружию" (архитектор Алексей Душкин совместно с архитекторами Хилькевичем и Панченко) - Буле со своим "Кенотафом Ньютона" нервно курит в сторонке:
Моисей Гинзбург (тот самый конструктивист, создатель "ячеек типа F"). Панорама "Оборона Севастополя". Пантеон.
Илья Голосов. Музей-памятник героической обороны Москвы (тут хоть и масштабно, но само решение использовать как символ кремлевскую стену весьма любопытное):
Алексей Хряков и Александр Великанов. Памятник-обелиск защитникам Москвы:
Лев Руднев. Музей Отечественной войны (интересно, чем архитекторам не угодили Верхние торговые ряды - то их хотели под Наркомтяжпром сносить, то под музей?):
Но пожалуй самый циклопический проект выдал Андрей Буров создав проект "Памятника-музея обороны Сталинграда" в виде гигантской ступенчатой пирамиды просто безумных размеров:
На этом фоне очень человечно смотрятся проекты временных деревянных памятных знаков для индивидуальных и массовых захоронений архитектора Николая Гайгарова
И еще один забавный проект, связанный уже не с монументами, а с восстановлением разрушенных городов. Это у нас Райисполком в городе Истра по проекту Алексея Щусева (глядя на этот проект так себе и представляешь в роли председателя райисполкома какого-нибудь Медичи, Висконти или Контарини):