Пришла пора закончить мой
рассказ о Ростове Великом. Однако он был бы неполным без рассказа о музеях, расположенных в Ростовском кремле. Именно им и будет посвящен сегодняшний пост.
Как я уже писал, к моему глубокому сожалению местная коллекция иконы была закрыта из-за реставрации здания. Однако своеобразной компенсацией мне за это стала выставка искусства авангарда из коллекции местного музея. Честно говоря, я и не подозревал, что в Ростове есть авангард. Как выяснилось, основная часть этой коллекции появилась здесь в 1918-1920 годах, когда Музейное бюро закупило полотна авангарда и распределило их по провинциальным музеям. Позднее же коллекция пополнялась подарками частных лиц (так, несколько работ поступили от известных собирателей Лобановых-Ростовских). В целом, вещи оказались очень качественные, и посмотрел я их с большим удовольствием.
Александр Шевченко "Портрет Нюрочки Архизовой". Около 1913:
Неожиданная работа Владимира Фаворского (он известен в первую очередь как график, а не живописец). "Портрет Бориса Николаевича Эдинга". 1915 или 1918.
Роберт Фальк. "Портрет в розовом". 1914
Надежда Удальцова. "Красная фигура". 1915
Работы Александра Монина (художник хоть и малоизвестный, но интересный). Около 1920
"В саду"
"Алжир"
Лавид Бурлюк. "Пейзаж". Начало 1910-х:
Петр Кончаловский.
"Натюрморт с гранатами". 1908
"Город (Пейзаж)". 1912:
Модель. 1910-е
Александр Осмеркин. "Пейзаж". 1917
Овсей Иосифович Коган. "Голова (Кубизм)". Около 1920
Интересно, что изначально ее автором считался известный французский скульптор Моисей Коган и только в процессе подготовки к выставке выяснилось, что это хоть и Коган, но другой.
Скульптор также малоизвестный, но работа хороша.
Аристарх Лентулов:
"Деревянная церковь". 1918-1919
Иван Клюн.
"Кувшин". 1913
"Супрематизм (3-хцветная композиция)". Около 1917
Еще одна неизвестная для меня фигура - Василий Комарденков. "Стрелки". Около 1920:
Александр Веснин (более известный как архитектор - один из трех братьев Весниных). "Беспредметная композиция". Конец 1910-х
Любовь Попова. "Живописная архитектоника". 1918
Лев Юдин (один из учеников Малевича, позднее будет активно работать в детской книжной графике, в 1941-м году погибнет на фронте). "Скрипка" Около 1920
Ольга Розанова. "Зеленая полоса (Распыленный свет)". 1917-1918
Константин Медунецкий. "Пространственная конструкция (Рельеф)". 1920
Давид Штеренберг. "Колосья (Декоративное панно)". Конец 1910-х
"Blanc at noir". 1920
Николай Прусаков (его живописных работ сохранилось очень мало, в основном он известен как плакатист). "Натюрморт со скрипкой". 1919
Владимир Баранов-Россине. "Свечи и фигуры (Субботняя молитва)". Начало 1910-х
Александра Экстер. "Натюрморт. Ваза и бутылки". 1914
Александр Куприн. "Натюрморт с черепом". Начало 1910-х.
Федор Захаров (еще один малоизвестный художник, авторство которого выявилось только при подготовке к выставке). "Натюрморт (Голубая чашка)". Конец 1910-х
Яков Паин. "Натюрморт ("Кто не работает, тот не ест")". Конец 1910-х
Владимир Стенберг. "Рабочий у машины". Конец 1910-х
Варвара Степанова. "Двое за столом". Около 1919
Виктор Барт. "Стрелки". Начало 1910-х
Илья Машков. "Лежащая женщина". Около 1918
Борис Королев. "Женская фигура (Венера)". 1919
Лев Бруни. "Натюрморт". Около 1920:
Известная серия "Современный лубок" на стихи Маяковского:
Хоть Ростов и провинция, однако музейщики в нем идут в ногу со временем и в соответствии с последними выставочными трендами организовали на этой выставке еще один раздел, на котором выставили поддельные работы. Часть из них была подменена еще до 1972-го года (и, вероятно, продана за границу), а часть поступила в подарок из коллекции Лобановых-Ростовских (которые, разумеется, не знали, что работы поддельные).
В том же здании, что и выставка (а проходила она в Красных палатах), размещена постоянная археологическая экспозиция:
Один из самых впечатляющих жкспонатов - меч:
Другая очень интересная экспозиция "церковных древностей" находится в Белой палате:
Самое интересное на ней, разумеется, деревянная скульптура:
Иконы и портреты:
"Киевский сотник Иван Туптало - отец Дмитрия Ростовского" (портрет, правда, написан через сотню лет после его смерти)
Прочие артефакты:
Интересен и сам интерьер с симпатичными расписными шкафами:
Перед входом устроена временная выставка посуды:
Ростов знаменит своей финифтью, а потому в Кремле есть и посвященный ей музей:
Меня особенно позабавили вещи 30-х годов:
Отдельная экспозиция посвящена колоколам: