Один из самых известных доходных домов эпохи модерна находится на Кирочной улице. Это бывший доходный дом Ю. Б. Бака.(Кирочная ул., 24).
Владелец этого дома, инженер путей сообщения Юлиан Борисович Бак был видной фигурой в общественной жизни дореволюционной России. Он являлся членом правления еврейской общины, известным благотворителем, активно финансировавшим как культурные мероприятия в еврейской среде, так и общероссийскую прессу (наибольшую известность ему принесло создание и финансирование газеты "Речь", ставшей органом партии Кадетов).
Свой доходный дом на Кирочной улице он построил в 1904-1905 годах.
Автором дома стал известный архитектор Борис Ионович Гиршович.
Фасад здания, на мой взгляд сложно назвать лучшей работой Гиршовича. Здание вышло хоть и большое, но не слишком заметное.
По стилю оно получилось ближе к эклектике, чем к модерну (явно модерновой чертой здесь можно считать только первый этаж, облицованный гранитной щепой, открытые мансарды сверху и, разумеется, металлодекор).
Гораздо интереснее двор здания. Заглянем в ворота:
Попадаем сперва в сравнительно небольшой двор:
Если свернуть в подворотню налево, то мы попадем в самый крупный из дворов дома Его самая характерная деталь - две висячие галереи, соединяющие лицевой и дворовый корпуса на уровне второго и пятого этажа.
\
Функция таких галерей - позволить обитателям дворовых корпусов попадать в свою квартиру через парадный вход (это значительно повышало стоимость квартиры). Прием этот впервые применил
Г. В, Барановский в 1897-м году при строительстве своего доходного дома. В дальнейшем он применялся регулярно, но обычно архитекторы ограничивались только одной галереей на уровне второго или
первого этажа. Барановский же сделал две галереи (вероятно, чтобы облегчить жизнь тем жильцам, квартиры которых находятся в дворовом корпусе на верхних этажах (дело в том, что в дворовом корпусе, в отличии от лицевого лифта не было, и обитатели этих квартир могли подняться наверх на личте лицевого корпуса и затем перейти по верхней галерее).
Еще же из первого двора идти не налево, а прямо, то попадаем в еще один двор - длинный и узкий:
Обратите внимание на необычные окна первого этажа. Когда-то здесь были ворота каретных сараев, от которых остались петли:
А тротуар в подворотне окован железом, чтобы колеса экипажей не разрушали его:
Еще один совсем крошечный двор-колодец примыкает к этому двору:
Старые люки необычной формы:
Теперь прогуляемся по парадным. Вот одна из них:
Кое-где сохранились фрагменты витражей:
Теперь заглянем в центральную парадную (именно от нее отходят висячие галереи):
Вот одна из галерей:
А вот мы и в дворовом корпусе:
Возвращаемся в лицевой корпус:
Очаровательное объявление в стиле модерн:
Кое-нде сохранились и таблички с номерами квартир в стиле модерн:
Верхняя галерея:
Мы опять в дворовом корпусе:
Доходим до верхнего этажа:
По верху верхней галереи можно гулять как по балкону: