Петербург. Театральный музей и выставка театрального плаката.

Feb 19, 2021 17:01

В прошлые выходные я посетил Театральный музей. Основной целью моего визита была выставка театрального плаката из фондов музея. Я опасался, что не успею на нее, но как узнал на выставке, ее продлили до апреля, так что все желающие еще могут успеть на нее, благо выставка хоть и не очень большая, но вещи на ней совершенно классные.
Вот этот плакат (правда, с небольшими отличиями) я уже видел на выставке в Академии Художеств. Однако интересно, что там его автором был указан Георгий Косяков, а здесь - Иосиф Школьник. Интересно, где же правда (чисто по стилю модерн я бы скорее предположил Косякова, Школьник, ИМХО, должен был бы быть более авангардным):



Эмблема знаменитого кабаре "Бродячая собака" от Мстислава Добужинского:



А это у нас один из крупнейших русских архитекторов первой половины прошлого столетия Владимир Щуко, который не только строил дома, но и занимался театром. Впрочем, тут как раз декоративный элемент вполне архитектурный:



Эмблема Старинного театра от Ивана Билибина:



Николай Ремизов известен в первую очередь как карикатурист под псевдонимом Ре-Ми:



Знаменитый художник эпохи модерна Альфонс Муха (кстати, впервые увидел его плакат в подлиннике):



И вновь Владимир Щуко - плакат к спектаклю "Шахтер" (он, кстати, был на этом спектакле художником-оформителем). Это один из двух плакатов, которые мне понравились на выставке больше всех:



Еще один гений архитектуры, работавший в театре - Александр Веснин (кстати, театр сыграл важнейшую роль в его творческой эволюции):


Братья Стенберг и Казимир Медунецкий - лидеры конструктивистского плаката:





Валентина Ходасевич:





Плакаты Николая Акимова (он был одновременно блестящим режиссером и художником и сам оформлял свои спектакли):













Необычный плакат к спектаклю "Гамлет", где на афише изображены не Гамлет с Офелией, а могильщики (впрочем, и трактовка пьесы была соответствующей):



И, пожалуй, самая лучшая работа Акимова (и, на мой вкус, самая сильная работа на выставке) - плакат к спектаклю "Страх". Совершеннейший минимум изобразительных средств и мощнейший эффект!



Плакаты театра "Синяя блуза":







Михаил Клодт:



Программка работы Владимира Табурина. Этот художник известен в первую очередь как автор открыток (в свое время я выкладывал подборку его открыток на тему политических партий и революционных событий 1917-го года, изображенных как детская игра):



Благотворительные балы и спектакли:







Афиша выставок коллекции Левкия Жевержеева (именно эта коллекция составила основу собрания Театрального музея):
Николай Кульбин:


Иосиф Школьник:






Программки к спектаклям. Рукописная программка к концерту, посвященному 10-летию оркестра Андреева:


Борис Зворыкин:


Александр Головин:


Константин Сомов:



Афиша к знаменитой "Победе над Солнцем":



Чертовски эффектный Лев Бакст:



Борис Кустодиев:



Автор этой афиши на выставке не указан, однако в каталоге выставки "Ленинградская архитектура" из Московского музея архитектуры ее автором указан Яков Рубанчик (правда, работа эта совсем ранняя, видать подрабатывал, когда был студентом):


Вероятно, эта афиша также его работы:



Рукописная афиша концерта выпускников театрального училища. Среди участников указан Баланчивадзе (вскоре он переедет в США, сменит фамилию на Баланчин и станет одним из самых известных балетмейстеров прошлого века):



"Женитьба" ФЭКСов (тот самый спектакль, который обстебывали Ильф и Петров в "12 стульях"). Один из режиссеров этого спектакля - Григорий Козинцев, который под старость поставит классических "Короля Лира" и "Гамлета":



Еще один знаменитый спектакль - "Ревизор" Гоголя, оформленный учениками Филонова:



Плакаты Александра Родченко и Варвары Степановой для Театра Мейерхольда:












Изначально я планировал зайти только на выставку плаката, так как в свое время постоянную экспозицию Театрального музея я уже посещал. Однако поскольку на выставку я ходил в компании друзей, а они в этом музее еще не были, мы решили сходить и в сам музей. К своему глубокому удовольствию я внезапно обнаружил, что его экспозиция очень сильно выросла в объеме и наполнилась отличнейшими артефактами. А потому предлагаю взглянуть на некоторые из них.



Скажите дети, какого персонажа изображает этот актер? Правильно - это Чингисхан:



Актер Сила Сандунов, в историю вошел в первую очередь не своими ролями, а Сандуновскими банями:



Статуэтка господина де Мольера:



Забавная печать, подаренная трагиком Томмазо Сальвини Владимиру Теляковскому - последнему директору Императорских театров (заслуги его были признаны даже при советской власти и он получал от нее персональную пенсию):





Сувенирные пробки-портреты знаменитостей. В центре - Фаддей Венедиктович Булгарин. В наши дни его помнят в основном благодаря пушкинским эпиграммам, но в свое время он был весьма популярным писателем:



Забавная сумочка, подаренная актрисе Марии Савиной:



Интересная фотография нынешнего Дома ветеранов сцены. Я был убежден, что он изначально строился в классическом стиле, но похоже, что вся классика - это перестройка сталинских времен. Кстати, автор здания - архитектор Гейслер (он же построил особняк Савиной):









Портрет Александра Головина работы Дмитрия Стеллецкого:



Сергей Судейкин. Эскиз декораций к спектаклю "Сестра Беатриса" Мориса Метерлинка:



Николай Калмаков. Эскиз костюма Балрога Чудовища к спектаклю "Черные маски" по пьесе Леонида Андреева:



Александр Головин:



Константин Коровин:





Еще один плакат Альфонса Мухи:



Плакат Жана Кокто (изображен Вацлав Нижинский в "Видении Розы"):



Лично мне, конечно, был наиболее интересен советский отдел экспозиции.
Барельеф с Луначарским работы Натана Альтмана:


И его же эскиз оформления здания биржи:



На этом фото дама в окружении красноармейцев - балерина Ольга Спесивцева, а человек в шляпе второй слева - ее муж Борис Каплун (племянник Урицкого и глава подотдела принудительных работ, он в свое время курировал проект постройки крематория):



Эскизы Владимира Маяковского к "Мистерии буфф":





Михаил Григорьев. Эскиз оформления массового праздника к 10-летию Октября



Театральный эскиз из мастерских Декоративного института



Афиша оперы "Нос" Шостаковича:



Афиша и эскизы Татьяны Бруни к балету Шостаковича "Болт":








Эскизы Валентины Ходасевич к балету "Золотой век" - Фашист и Главный фашист на выставке:



Юрий Анненков. Эскиз декорации к пьесе "Газ":



Артур Ляндзберг. Эскиз декорации к "Ревизору":






Игнатий Нивинский. Эскиз костюма к спектаклю "Принцесса Турандот":



Эскизы декорации и костюма к уже упоминавшейся выше "Женитьбе" (автор их - Григорий Козинцев):





И снова Альтман - эскиз декорации к "Гамлету" в постановке Григория Козинцева:



Софья Юнович. Эскиз декорации к опере "Садко":


В целом, и выставка, и постоянная экспозиция мне весьма понравились, так что любителям как театра, так и изобразительного искусства настоятельно рекомендую.

Музеи, Петербург, Щуко В. А., Жизнь в СПб, Плакат, Рубанчик Я. О., Веснины, Выставки, Искусство

Previous post Next post
Up