"Ли Бул. "Утопия спасенная" в Манеже.

Dec 19, 2020 10:06

В прошлые выходные я сходил в Манеж на выставку (или как сейчас выражаются, "проект") "Ли Бул."Утопия спасенная". Скажу сразу, изначально я не собирался идти на нее, поскольку contemporary art в целом не вызывает у меня интереса. Тем не менее, на эту выставку я все-таки решил сходить, случайно узнав, что на ней будут представлены не только работы самой Ли Бул, но и работы художников и архитекторов русского авангарад, которыми эта самая Ли Бул вдохновлялась, а это, на мой взгляд, гораздо интереснее ее творчества. Увы, русского авангарда оказалось немного (одна стена на первом этаже Манежа), и на мой вкус, лучше бы пропорция была обратной (Ли Бул вполне могла бы обойтись одной стеной Манежа, а русскому авангарду отдали бы все остальное). Тем не менее, кое-что любопытное на выставке было, а потому предлагаю вам небольшой фотоотчет.
У входа зрителей встречает пластиковая завеса, изображающая строительный кран, на котором подвешена балерина, а за ним виднеется большой дирижабль:


Сам дирижабл за счет размера смотрится эффектно (хотя если бы дирижабль был не художественным объектом, а реальным дирижаблем, это смотрелось бы еще интересенее):







А вот и советский авангард "в тему". Василий Купцов. "Дирижабль. Воздушный флот на службе соцстроительства":


Интересно, вот эти самолеты - это фантазия художника, реальные машины или что-то среднее?











Иван Леонидов,  работы из серии "Город солнца": "Памятник последнему солдату, погибшему в последей войне":


"Городской пейзаж":



Александр Лабас. "Город будущего":



Современное воспроизведение знаменитого супрематического сервиза Малевича:



Александра Экстер. "Киев":



Александр Никольский. Макет к проекту круглой бани:



Константин Циолковский. Модель оболочки дирижабля его конструкции:



Яков Чернихов:









А вот снова прожекты самой Ли Бул. Большой воздушный шар чего-то символизирует:





Макет инсталляции "Мое великое повествование":



Макет инсталляции "Бункер (М. Бахтин)":



Эскизы инсталляции "Желание быть уязвимым":





И еще макеты инсталляций (сильно напоминающие ухудшенного Чернихова):









На первом этаже установлена одна из инсталляций в натуре - на полу и стенах зеркала, горят лампочки. Смотрится лучше чем на фото (но неизмеримо хуже, чем русский авангард):











Инсталляции разместились и на фтором этаже:









Вот в этот зеркальный коридор можно зайти и так сказать, углубиться в совриск:


Однако я поглядел на очередь, которая практически не шевелилась, и решил, что как-нибудь я переживу и без этого опыта:



Возможно, я чего то в творчестве Ли Бул не понимаю, тем более, что бумажки с пояснениями того, что она хотела сказать, я читать не стал. Однако я сторонник той точки зрения (возможно и устаревшей), что произведение изобразительного искусства потому и относится к ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ искусству, что должно быть самодостаточным. Да, вполне может быть и так, что дополнительная информация об этом произведении откроет мне новые глубокие смыслы и суть того, что хотел сказать художник (и я с интересом могу ознакомиться с этой дополнительной информацией), однако и без знания всего этого произведение изобразительного искусства должно производить чисто визуальное впечатление. Если же знакомство с этой информацией является НЕОБХОДИМЫМ условием для того, чтобы произведение произвело хоть какое-то впечатление вообще, значит к ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ искусству оно отношения не имеет в принципе, и выставлять его надо не в музее ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО искусства, а где-то еще. Ведь в таком случае данное произведение практически без потерь может быть заменено на ту самую бумажку с аннотацией, то есть это уже не изобразительное искусство, а разновидность литературы (а значит и оценивать его надо по критериям литературы).

Выставки, Петербург, Советская архитектура, Жизнь в СПб, Никольский А. С., Искусство, Леонидов И. И.

Previous post Next post
Up