На Октябрьской набережной возвышается большой пятиглавый храм. Эта церковь и два красных двухэтажных здания по бокам от нее - бывщая Киновия Александро-Невской лавры (Октябрьская наб, 16-20):.
Еще в 1714-м году земли, расположенные на правом берегу Невы были дарованы свежеобразованному Александро-Невскому монастырю (будущей Александро-Невской лавре). До 1732-го года Лавра эксплуатировала здесь оставшийся от шведов кирпичный завод. Впрочем, наибольший доход монастырю приносила расположенная здесь рыболовная тоня, которую сдавали в аренду местным крестьянам. В остальном же земли долгое время пустовали, так что крестьяне расположенной поблизости деревни Клочки попытались осуществить самозахват пустующих участков. Чтобы не допустить этого в 1810-м году здесь было расчищено для сенокоса 13 десятин, а еще через десять лет лаврский наместник Товия посетил эти места и признал землю годной к сенокосу и хлебопашеству, если "поселить на ней некоторое количество штатных лаврских служителей из крестьян и знающих сельскую работу".
История же Киновии начинается с того, что петербургскому митрополиту Михаилу (Десницкому) понравилось это место и он решил создать здесь загородный архиерейский дом. Михаил рассчитывал уйти на покой и провести здесь остаток своей жизни. Также он планировал устроить при этом доме каменную церковь, часовнб и небольшое число келий для больных и престарелых монахов (в те годы у Лавры еще не было своей лечебницы, что вызывало проблемы).
Распоряжение о строительстве было сделано 19 апреля 1820-го года. К концу лета "деревянное домовое строение для временного приезда митрополита с часовнею и службами и с предположением устроить в том доме церковь во имя Всех Святых было произведено, вчерне окончено и покрыто тесом с окрашением крыши краской". Увы, в 1821-м году Михаил скончался, что вызвало нехватку средств на строительство (Михаил планировал окупить строительство за счет выхода второго издания книги своих проповедей). В результате, вместо каменной была построена деревянная церковь, освященная в том же году, а полностью строительство завершили летом 1822-го года.
Каменное строительство в Киновии началось благодаря купцу Ф. Ф. Набилкову, который считал, что в Москве около двух десятков монастырей, а в Петербурге - всего одна Александро-Невская Лавра, поэтому для поднятия престижа Петербурга следует способствовать упрочению второго монастыря. В 1840-1841 годах на средства Набилкова по проекту архитектора А. З. Комарова на въезде в Киновию со стороны Невы была построена колокольня.
В 1844-м году Набилков жертвует на строительство каменных келейных корпусов. Они были построены по проекту архитекторов А. П. Гемилиана и К. И. Брандта в 1845-1847 годах.
Слева находится настоятельский корпус:
В нем до революции располагалась домовая церковь Михаила Архангела:
Справа размещается братский корпус:
В своем завещании Набилков оставил средства на строительство каменного храма. Уже существующую деревянную церковь Всех Святых в 1855-м году перенесли на расположенное за монастырем Киновиевское кладбище:
Каменный храм по проекту епархиального архитектора Г. И. Карпова был заложен 17 июля 1862 года.
В ходе строительства обнаружилось, что завещанных средств не хватает, и В. Ф. Набилков, брат Ф. Ф, Набилкова перед смертью в 1865-м году пожертвовал еще тридцать тысяч рублей, поручив своему сыну завершить строительство.
28 июля 1868 года храм был торжественно освящен.во имя Святой Живоначальной Троицы.
А так выглядела Киновия в начале прошлого века:
В 1923-м году монастырь был ликвидирован. Келейные корпуса передали в ведение Губоткомхоза, а обе церкви - Киновиевскому церковному совету. Впрочем, здесь еще некоторое время оставались отдельные монахи, жившие за счет кустарных промыслов. В 1930-м году строительная комиссия Невского химкомбината, строившего рядом с киновией свои дома, обратилась к властям с заявлением, что деревянная церковь Всех Святых, располагавшаяся в пятидесяти метрах от стройплощадки будет мешать строительству. 20 февраля 1931-го года Володарский райисполком постановил снести здание. Церковная двадцатка обратилась с просьбой об отсрочке закрытия церкви, поскольку Троицкий собор был неприспособлен для богослужений в зимнее время. Но уже 8 июля 1931 года властям докладывали, что "Необходимость сноса церкви Всех Святых миновала, церковь как таковая ликвидирована, здание передано Невхимкомбинату под общежитие рабочих". Деревянная церковь простояла до 1942-го года, когда была разобрана на дрова.
В 1935-м году комиссия потребовала от церковной двадцатки отремонтировать Троицкий храм. Из-за недостатка средств ремонт удалось произвести лишь частично, и в следующем году было принято постановление: "Ввиду того, что требуемый капремонт 20-ка произвести не в силах, церковь закрыть, а помещение использовать под мастерские Промкомбината Володарского района". Решение было утверждено в 1937-м году. Территория вокруг храма была зачищена бульдозером с уничтожением расположенных рядом могил, была взорвана колокольня, а сам храм несколько позднее был обезглавлен.
В 2001-м году комплекс зданий Киновии был возвращен церкви и в нем разместилось подворье Иоанно-Богословского Череменецкого монастыря. В 2002-м году храм был вновь освящен, а в наши дни его восстановили в прежнем виде.
Расположенное позади лавры Киновиевское кладбище возникло в 1848-м году, когда позади церкви всех святых стали хоронить монахов Киновии и окрестных жителей. Могила Паисия (скорее всего, это кенотаф) находится в наши дни у апсиды храма6
В 1855-м году было проведено переоборудование кладбища с разделением на разряды. Поскольку кладбище располагалось далеко от города, здесь хоронили от двадцати до пятидесяти человек в год. В 1920-м году кладбище было закрыто для захоронений, но в 1928-м году вновь открыто (в связи с закрытием кладбища Фарфорового завода) и к нему прирезали новые участки. К концу 30-х годов, вероятно, планировалось ликвидировать и это кладбище, однако вмешалась война. Кладбище стало одним из мест захоронения погибших ленинградцев. В 1946-м году на братской погиле по проекту архитекторов И. И. Фомина и С. И. Герасименко был установлен небольшой памятник:
Еще одно братское захоронение неподалеку - могила зенитчиков (большинство из которых составляли девушки), прикрывавших Финляндский железнодорожный мост:
Рядом еще одно одиночное захоронение, связанное с войной.
Еще пара интересных надгробий. Могила С. С. Каплана - одного из солистов балета Кировского театра:
И миниатюра (всего-то в рост человека) работы Зураба Церетели: