Питерские выставки от книжных обложек до императорского фарфора.

Feb 25, 2020 18:04

На этих выходных я посетил сразу несколько интересных выставок. И самой любопытной из всех несколько неожиданно для меня оказалась выставка "Книжные обложки 1920-1930х годов", открывшаяся в Библиотеке книжной графики. Побывал я в этом месте впервые (до этого я периодически слышал его название, но заходить не планировал) и от выставки не ждал ничего особенного, но был приятно удивлен. Пожалуй, единственный недостаток этой выставки - крайне малая длительность работы (с 19 февраля по 14 марта, меньше месяца). Так что всем любителям искусства настоятельно рекомендую поторопиться, а пока предлагаю взглянуть на фотографии некоторых экспонатов.
Автор этой книги, поэт-имажинист Александр Кусиков, остался в памяти людей в первую очередь как жертва ехидной эпиграммы Владимира Маяковского: "Есть люди разных вкусиков, одним нравлюсь я другим Кусиков". Оформил книгу коллега Кусикова по объединению имажинистов - театральный художник Борис Эрдман (кстати, брат известного драматурга Николая Эрдмана).



Осип Мандельштам в оформлении Александра Родченко:



И Николай Тихонов в оформлении Юрия Анненкова:



Стихи Михаила Кузьмина в оформлении Натана Альтмана:



Он же оформил книгу "Искусство негров" Волдемара Матвейса - одну из первых книг по африканскому искусству в мире, в которой оно рассматривалось с эстетической, а не этнографической точки зрения. Автор ее - художник и искусствовед, один из создателей "Союза молодежи", одного из самых заметных объединений дореволюционного русского авангарда:



Борис Титов - один из самых известных оформителей обложек тех лет:







Мстислав Добужинский:



Николай Акимов, более известный как главный режиссер Театра комедии был и талантливым художником:





А от этой книги меня пробило на ностальгию. Этот рассказ про то как героическая девочка Таня прятала типографский шрифт в кувшине молока входил в школьный курс по чтению. А оформила обложку Татьяна Шишмарева:



Фотография в те годы была очень популярна. Вот и эту книжку Самуила Маршака художник Михаил Цехановский оформил с применением фотографии. Кстати, само стихотворение чрезвычайно забавное, да еще события в нем имеют аж четыре концовки (лет этак за тридцать до того, как это стало мейнстримом):



Очень забавно выглядит обложка к фантастическому роману Александра Богданова (видного идеолога социализма, одного из создателей Пролеткульта, врача, погибшего при опыте по переливанию крови), оформленная Николаем Ушиным:



Обложки книг Андрея Белого, оформленные Соломоном Телингатером, на первый взгляд выглядят вполне обычно, хоть и красиво. Но в них есть тонкость - обе картинки составлены исключительно из знаков наборной кассы, так что это своеобразная псевдографика:



Василий Масютин





Николай Купреянов (по поводу автора этих книг первым делом опять же вспоминается эпиграмма то ли Маяковского, то ли Пастернака: "Ах у Инбер, ах у Инбер...":





Соломон Юдовин:



Дмитрий Митрохин:



Владимир Изенберг - сын автора памятника "Стерегущему" Константина Изенберга. Именно под его руководством в 1954-м году реставрировали этот памятник.



Петр Снопков:



Автор этой обложки неизвестен:



Автор этой книги Андрей Иркутов (Каррик - он был внуком Вильяма Каррика, одного из пионеров русской фотографии) писал "краснопинкертоновские" романы и был расстрелян в 1938-м году.



Еще одна интересная выставка открылась в галерее "КGallery". Посвящена она творчеству Бориса Кустодиева.


Хоть выставка и не очень большая, на ней представлены практические все стороны его творчества - живопись:








Графика:




Театральные работы:


Мелкая пластика и даже фотография (ее я снимать не стал):





Также в этой галерее в витрине с коллекцией старинных статуэток я увидел вот эту прелесть - типа купальщица, но в шляпке и с муфтой:



В Эрмитаже недавно открылась выставка "Студии-44" - одного из лучших питерских современных архитектурных бюро, возглавляемом Никитой Явейном (в свое время я делал посты о некоторых его работах, так же как и о работах его отца - Игоря Явейна). Выставка, расположенная в анфиладе Главного штаба (которую создал тот же самый Явейн) весьма эффектно оформлена:


Пожалуй, ее единственный недостаток - рядом с макетами лежат только номера, а аннотации размещены по стенам (так что приходится периодически спускаться вниз чтобы понять, макет чего именно ты рассматриваешь).
Из приятных новостей этой выставки - проект перестройки ТЭЦ во Пскове (ее, к счастью, не собираются сносить, а планируют превратить в жилой и общественный комплекс):




Кстати, это здание заодно и аттрибутировали - ее автором оказался известный питерский архитектор Андрей Оль:



Еще одно приятное "обещание" - проект реставрации Китайского театра в Царском селе (здание в настоящий момент с послевоенного времени стоит в руинах):



Впрочем, все эти обещания вполне могут остаться только обещаниями, о чем напоминает проект застройки территории мебельной фабрики Мельцера на Карповке (проекту уже несколько лет, но пока что все там по прежнему пустует:


И более современный стиль - проект молодежного центра в Астане Нур-Султане:



Еще одна интересная выставка находится в Гербовом зале Эрмитажа и посвящена 275-летию Императорского фарфорового завода ( одну из тарелок с этой выставки я уже выкладывал).
У этой скульптурной группы, созданной по модели Жана-Доминика Рашетта, замечательное название - "Свободная любовь":



А тут у нас сюжет для шизомилитаристов - Григорий Орлов осматривает артиллерийские склады:



Впрочем, самое интересное, на мой взгляд - это советский фарфор:



Оформленная Сергеем Чехониным тарелка к юбилею Академии Наук (интересно, что здание Академии на тарелке имеет розовый цвет, а Кунсткамера - желтый, в отличии от современных желтого и зеленого):



Супрематический фарфор Малевича и его учеников широко известен. Однако фарфором занимался и Василий Кандинский:



Николай Лапшин тоже занимался фарфором, и весьма интересно:



Очаровательный герой Рустем:



И чайный набор с рисунками из "Евгения Онегина". Форму предметов разрабатывал уже упоминавшийся выше Андрей Оль:





Музеи, Выставки, Петербург, Жизнь в СПб, Книжная графика, Искусство, Оль А. А.

Previous post Next post
Up