В этот четверг я посетил в Манеже открытие очередной выставки "Лаборатория будущего. Кинетическое искусство в России", а потому предлагаю вашему вниманию небольшой репортаж оттуда.
У входа посетителей первыми встречают вот такие вращающиеся мобили:
Выставка очень хорошо оформлена. Практически все предыдущие выставки отличались оригинальным оформлением, однако проблемой этого оформления было то, что многие экспонаты выставки зачастую было не разглядеть или рядом с ними отсутствовали подписи, поэтому оригинальность оформления только раздражала. В этот раз наконец-то все экспонаты хорошо освещены и подписаны, и оригинальное оформление не мешает их осмотру, так что теперь оно не раздражает, а радует.
А сами экспонаты выставки также оказались весьма интересными, тем более, что понятие "кинетического искусства" организаторы выставки трактовали на редкость широко: от Родченко, Ладовского, Матюшина и Чернихова вплоть до цветомузыки, так что добрую половину выставки составляет советский авангард 20-х - 30-х годов, который всегда приятно посмотреть (даже то, что видено уже многократно).
Варвара Степанова. Эскизы тканей:
Книжная обложка работы Александра Родченко:
Современное искусство:
1960-е годы, Франсиско Инфанте-Арана:
Лев Нусберг:
И вновь 20-е. Валентина Кулагина:
И ее муж Густав Клуцис:
Павел Мансуров:
Вновь Александр Родченко:
Вторая выставка ОБМОХУ (Общества молодых художников), 1921 год. Фотография и реконструкции работ:
Фотография с испытаний татлинского "
Летатлина":
Эль Лисицкий:
Цветовые таблицы Михаила Матюшина:
Иван Клюн:
Владимир Баранов-Россине:
Иван Кудрявцев:
Петр Митурич (
книги, оформленные его сыном Маем Митуричем я неоднократно выкладывал в своем блоге)
Казимира Малевича тоже зачислили в кинетическое искусство:
И вновь Франциско Инфанте:
Один из самых впечатляющих экспонатов выставки - реконструкция скульптуры Александра Лабаса "Электрическая Венера" (изначально эта фигура была создана в 1930-м году для Сельскохозяйственной выставки в Минске):
Оформление Ленинграда
к 50-летию Великой Октябрьской революции в 1967-м году:
Группа "Движение". Оформление для пионерлагеря "Орленок":
Лев Нусберг. "Кибертеатр":
И "Музей развития человеческой цивилизации":
Многократно виденные, но всегда радующие эскизы костюмов к опере "Победа над солнцем" Казимира Малевича:
и Эль Лисицкого:
Любовь Попова. Проекты установок к спектаклям театра Мейерхольда "Великодушный рогоносец":
и "Земля дыбом":
Вячеслав Колейчук. "Сад структур":
Авангардную архитектуру тоже записали в кинетику. Илья Голосов. "Проект здания московского отделения Ленинградской Правды":
Константин Мельников. "Проект
памятника Христофору Колумбу":
Николай Ладовский "Храм общения народа":
Иван Леонидов. Проект здания Наркомтяжпрома:
Яков Чернихов:
Проуны Эль Лисицкого:
и работы Владимира Клуциса:
И вновь Александр Лабас, на этот раз живопись и графика:
"Аэропоезд":
"Город будущего":
Август Ланин:
Проект Цветомузыкальной установки для завода чистых металлов в Светловодске:
Даже в будущем не обойтись без котегов:
Цветомузыка:
А вот и современный агрегат (он издает звуки в зависимости от того, какие именно лазерные лучи пересекает человек):
Константин Юон. "Люди будущего":
В целом, выставка оказалась весьма и весьма любопытной. Это, конечно, не "Дейнека-Самохвалов", но тоже очень неплохо, и каждый посетитель, думаю, найдет что-либо интересное на свой вкус. Так что всем читателям этой жежешечки ее рекомендую.