Западные звезды на питерской архитектурной сцене.

Jan 29, 2020 18:04

Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4

Падение СССР вновь вернуло Россию и Петербург в мировой архитектурный процесс. Многие зарубежные звезды принимали участие в проходивших в Петербурге архитектурных конкурсах или разрабатывали проекты на заказ. Однако результаты всей этой деятельности оказались не слишком велики. Характерным примером является история строительства новой сцены для Мариинского театра. Первоначально директор Мариинки Валерий Гергиев хотел реализовать проект, который разработал американский архитектор-деконструктивист Эрик Оуэн Мосс:




Проект раскритиковали, после чего был объявлен архитектурный конкурс. В нем победил Доминик Перро, предложивший весьма оригинальный проект, в котором здание театра снаружи покрывал золотой стеклянный купол сложной формы.




Однако после победы от архитектора сперва стали требовать внесения изменеий, затем самого архитектора отстранили от ведения проекта, а затем и вовсе сменили проект, так что вместо здания оригинальной формы город получил унылого вида коробку, вызвавшую резкую критику со стороны жителей города.


В конкурсе на создание проекта скандального Охта-центра (ныне ставшего Лахта-центром) участвовали такие звезды, как Даниэль Либескинд,


Рэм Колхас,


Массимилиано Фуксас,


Жан Нувель,


Жак Херцог и Пьер де Мерон.


Однако жюри выбрало для реализации наиболее традиционный и, на мой взгляд скучный проект, представленный архитектурным бюро RMJM London.


Не был реализован по финансовым соображениям и проект реконструкции Новой Голландии, разработанный Норманом Фостером
Сразу два жилых комплекса построили в Петербурге по проекту известного испанского архитектора Рикардо Бофилла. Однако "Смольный проспект" (Смольный пр., 17/Бонч-Бруевича ул., 6/Тульская ул., 12) откровенно скучен и безлик


а "Александрия" (Новгородская ул., 23) неудачно расположена: на улицу выходит боковой фасад:


а главный фасад смотрит в тесный двор:


В любом случае оба эти здания не идут ни в какое сравнение с теми постройками Бофилла, которые принесли ему известность,
Пожалуй, самой заметной работой звездного архитектора в постсоветском Петербурге является стадион "Газпром-арена" (по-крайней мере этот проект в итоге был реализован более-менее в соответствии с замыслом архитектора). Его автор - японский архитектор Кисё Курокава, один из лидеров японской архитектуры 60-70х годов. К сожалению, для строительства этого стадиона был снесен один из памятников архитектуры конструктивизма - стадион имени Кирова, созданный по проекту Александра Сергеевича Никольского. Само же строительство растянулось здания растянулось на 10 лет и стоило астрономическую сумму (по официальным оценкам - 43 миллиарда рублей, но существуют и альтернативные оценки - 48,2 миллиарда и свыше 50 миллиардов рублей). К таким гигантским расходам привели изменения в техническом задании, которое менялось несколько раз, а также, по всей вероятности, масштабная коррупция при строительстве. Тем не менее, здание в итоге все-таки построили и оно с успехом приняло игры чемпионата мира по футболу.


Неплохо обстоят дела и у Рэма Колхаса, активно сотрудничающего с Эрмитажем. По его проекту были переоборудованы для размещения новых выставочных площадей бывшие конюшни и манеж Малого Эрмитажа, а также открыты для публики дворы между Малым Эрмитажем и Зимним дворцом. В настоящее время по проекту Кулхаса строится новый корпус эрмитажного фондохранилища в Старой Деревне (в нем разместятся выставочный зал и библиотека). Правда, и здесь не обошлось без проблем: Эрмитаж был вынужден расторгнуть контракт с компанией подрядчиком. Однако строительство все-таки ведется, и, будем надеяться, успешно закончится.

Бофилл Р., Курокава К., Колхас Р., Петербург, Нувель Ж., Современная архитектура

Previous post Next post
Up