Москва. Станция метро "Маяковская".

Sep 10, 2019 18:05

Московское метро уникально по своей красоте. А лучшей из всех станций Москвы, на мой взгляд, является станция "Маяковская" - уникальное воплощение образа "идеального СССР" 30-х годов, страны, полным ходом идущей в светлое будущее, которое уже совсем рядом, достаточно протянуть руку. В эту поездку в Москву я исполнил свою давнюю мечту и отснял станцию, а потому предлагаю вашему вниманию небольшой пост о ней.


Станция "Маяковская" относится ко второй очереди строительства московского метро и была построена в 1936-1938 годах.


Это первая в мире колонная станция глубокого заложения. Авторами технического эксперимента стали инженеры Р. А. Шейнфайн и Е. М. Гринзайт (последний был арестован прямо в ходе строительства)


О том, как строилась такая станция, можно судить по этой схеме:


Изначальный проект оформления станции разработал архитектор Самуил Миронович Кравец.


Однако проект был отклонен, и продолжение проектирования станции было поручено Алексею Николаевичу Душкину.


Колонны станции облицевали полированной нержавеющей сталью (изначально эту идею активно критиковали, но к счастью, ее поддержал авиаконструктор А. И, Путилов, выделивший требуемое количество стали). Металлические полосы облицованы черным мрамором "Садахло", а низы колонн - розово-красным родонитом.


Особую сложность в проектировании создавали поперечные разгрузочные распорки, которые понижали высоту центрального зала и образовывали пустоты наверху ячеек.


В итоге Душкин превратил нужду в добродетель - в этих пустотах разместились световые купола, в центре которых находятся мозаичные панно - "плафоны", как и в эпоху барокко, изображающие небо.




Эти панно носят название "Сутки Страны Советов". Они созданы по эскизам А. А, Дейнеки в мастерской Ленинградской академии художеств под руководством выдающегося мастера-мозаичиста В. А, Фролова. Вот они:

"Знамя СССР" (еще одна такая мозаика завершала цикл и ныне утрачена) :



"Апельсины":



"Подсолнухи":



"Опоры ЛЭП":



"Два самолета":



"Мать":



"Чайки":



"Монтажник-высотник":



"Самолет и портик":



"Парашютисты утром":



"Игра в волейбол":



"Авиамоделисты":



"Стратостат":



"Домна":



"Бомбардировщики ночью":



"Биплан ночью":



"Парашютист ночью":



"Дирижабль над Спасской башней ночью":



"Бомбардировщики ночью":



"Самолет":



"Статуя девушки с веслом":



"Сосна":



"Прыжок лыжника":



"Парашютисты":



"Планеры":



"Прыгун с шестом":



"Комбайн":



"Спасская башня днем":



"Парашютист";



"Бомбардировщики днем":



"Сигнальщик":



"Плодовое дерево":



"Прыжок в воду парня и девушки":



"Два самолета и цветущая яблоня":



P.S. В субботу, 14 сентября состоится состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы").
Среди прочего мы увидим:
станцию "Цветочная", с которой Ленин и правительство уехали в Москву - ДК "Ильича" - Московский райсовет - жилконцентр завода "Электросила" - сталинские дома архитекторов Журавлева, Троцкого, Левинсона и Фомина, Попова.

Узнать подробности и записаться можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1178578.html

Кравец С. М., Советская архитектура, Путевые заметки, Москва и окрестности, Дейнека, Душкин А. Н.

Previous post Next post
Up