Вчера состоялась очередная "Ночь музеев", и как обычно, мы с женой приняли в ней участие. А свой музейный тур мы начали со здания бывшего Екатерининского собрания (Грибоедова наб.к., 88-90/ Средняя Подьяческая ул., 2), в котором ныне размещается "Петербург-концерт" (организация-наследник Ленконцерта советских времен). Надо заметить, что у этой организации отличный вкус на здания, в которых она размещается. Они располагаются
в доме Кочневой, интерьеры которого украшают великолепные фрески Джованни Батиста Скотти, а теперь к нему добавился и весьма интересный памятник стиля модерн.
Само Екатериниское собрание ведет свою историю с 1790-го года (тогда оно носило название "Санкт-Петербургское 1-е общественное собрание").
Это был закрытый клуб, цель которого формулировалась как «доставить членам своим, их семействам и гостям возможность проводить свободное от занятий время с приятностью и пользою».
В 1904-м году Собрание приобретает участок с домом на Екатерининском канале. В 1905-1907 годах на этом месте строится новое здание, куда Собрание и переезжает, заодно переименовавшийсь в "Екатерининское собрание в Санкт-Петербурге" (то ли в честь нового местопребывания, то ли в честь императрицы Екатерины II).
Здание было построено архитектором О. Р. Мунцем и военным инженером Н. В. Смирновым.
Частью здания был большой театральный зал на 700 мест, который мог сдаваться в аренду.
В сезон 1908-1909 здесь гастролировали немецкая труппа и театр О. Сусловой и М. Кропивницкого (одного из создателей украинского национального театра).
В 1909-м году здесь выступал театр "Стиль", созданный драмамтургом и режиссером Ю. Озаровским для своей супруги - актрисы Д. Мусиной-Пушкиной. Здесь ставились "Герцогиня Падуанская" Оскара Уайльда, "Вчера" и "Женщина в окне" Гуго фон Гофмансталя, "Пир во время чумы" Пушкина.
С 1910-го по 1918-й год в зале выступал знаменитый театр пародий "Кривое зеркало" А. Кугеля и Н. Евреинова.
"Лицедейство о господине Иванове" Н. Н. Вентцеля в театре Кривое зеркало. 1910:
Важную роль сыграло это здание и в истории русского балета. Когда Дягилев поссорился с Матильдой Кшесинской, его вынудили покинуть Эрмитажный театр, где проводились репетиции будущих "Русских сезонов". Но труппа Дягилева перебралась в Екатерининское собрание.
Труппа Дягилева на репетиции. Санкт-Петербург. 1909
Сидит у фортепиано Игорь Стравинский, стоит перед роялем Михаил Фокин, стоит в центре Тамара Карсавина:
Труппа Дягилева в буфете после репетиции. Санкт-Петербург. 1909
За столом в центре Тамара Карсавина, Николай Безобразов и Лидия Лопухова, cзади сидит Бронислава Нижинская, стоит справа в конце стола Вацлав Нижинский:
В годы Первой Мировой войны в одном из помещений собрания устроил на свой счет лазарет для раненных Федор Шаляпин.
После революции здание продолжало быть связанным с культурой.
К. И. Чуковский вел здесь литературную студию для моряков Балтийского флота, а в зале в 1920-22 годах в здании работал показательный Театр оперы, драмы и балета Политуправления Балтийского флота (оркестром при этом театре руководил знаменитый в будущем дирижер С. А, Самосуд).
В 1927-1939 годах здесь размещалась киностудия "Белгоскино".
После войны в здании разместилось ЦКБ "Балтсудопроект". При размещении этой организации сильно пострадали интерьеры здания (так, большой зал разделили на два этажа).
И вот, в наши дни это здание снова стало связанным с искусством, и, будем надеяться, интерьеры здания будут восстановлены. Вот как они выглядели до революции:
А теперь посмотрим, что от них осталось. Вестибюль:
Парадная лестница:
Большой зал. Перекрытие, делившее его на два этажа сняли, но можно заметить сохранившиеся еще радиаторы парового отопления под окнами второго этажа:
Витражи:
Малый зал (до революции здесь находился ресторан):
А это, вероятно, бывшие гостиные:
Черная лестница:
И немного о самой программе "Ночи музеев". Актеры готовятся к выступлениям:
Роговой оркестр "наставляет рога":
Выступает директор "Петербург-концерта":
Танцы
Романсы:
И кабаре (я прямо весь заностальгировал, услышав знакомые с детства куплеты "Увозил меня полковник за кордон, был он бледный как покойник миль пардон...":
Покидаем здание через двор:
Последний взгляд на здание.
Здесь под футляром находилась скульптурная группа (по крайней мере часть ее хранится в подвалах здания):
P.S.1 июня, в субботу, состоится премьера экскурсии "Богословское кладбище".
Богословское кладбище находится на окраине Петербурга. Хотя оно ведет свою историю с 1844-го года, дореволюционные захоронения на нем не сохранились. Тем больший интерес представляют захоронения советских и постсоветских времен. Здесь похоронены военные (среди них особенно известны подводники, герои Советского Союза Н. А. Лунин и А. И. Маринеско), врачи (большой участок отведен для захоронений врачей Военно-Медицинской академии) художники (Н. М. Суетин, А. А. Лепорская, В. М. Конашевич, Г. С. Верейский, Е. И. Чарушин), писатели (В. В. Бианки, Е. Л. Шварц, Ю. П. Герман), кинорежиссеры (А. Ю. Герман, Ф. М. Эрмлер), рок-музыканты (В. Р. Цой, М. Ю. Горшенев), и многие другие выдающиеся личности.
Многие памятники, авторами которых являются известные скульпторы М. К. Аникушин, Л. К. Лазарев, И. В. Крестовский представляют и художественный интерес.
Узнать подробности и записаться на жкскурсию можно здесь:
https://babs71.livejournal.com/1155144.html