Питерский календарь. 13 февраля.

Feb 13, 2019 07:14

В этот день 149 лет назад, 13 февраля (1 февраля по старому стилю) 1870 года состоялась церемония торжественного открытия первого участка Финляндской железной дороги от Петербурга до Выборга. Епископ Выборгский Тихон провел церемонию освящения здания Финляндского вокзала, а также подвижного состава, после чего в путь отправился первый срочный поезд. Истории зданий Финляндского вокзала и будет посвящен сегодняшний пост.


Железная дорога, которая должна была связать столицы Российской империи и Великого княжества Финляндского, строилась и эксплуатировалась Дирекцией Финляндских железных дорог. Поскольку участок дороги Белоостров (Валкеасаари) - Санкт-Петербург находился за пределами административных границ Финляндии, был издан специальный указ Александра II, в соответствии с которым участок на территории России также подпадал под финское управление и все работники этого участка являлись служащими Финляндских казенных железных дорог.


Для ускорения и удешевления строительства новая дорога примыкала к существовавшей линии Хельсинки - Хямеенлинна (Гельсингфорс - Тавастгус) на станции Риихимяки.


Линия  Риихимяки - Санкт-Петербург начала строиться в 1868 году. Уже 1 ноября 1869 года открылся для движения участок Риихимяки - Лахти, 1 февраля 1870 года (как уже сказано выше) - участок Санкт-Петербург - Выборг. Полностью дорога была введена в строй 11 сентября 1870 г.


Здание железнодорожного вокзала в Петербурге было построено по проекту архитектора П. С. Купинского и выглядело весьма нетипично для вокзалов Петербурга.


Если практически все вокзалы Петербурга являлись тупиковыми (здание вокзала располагается в конце путей), здание Финляндского вокзала являлось береговым (расположено сбоку от путей). Такое расположение связано с тем, что на территории современной площади Ленина размещалась товарная станция (такое ее расположение позволяло удобно осуществлять перегрузку с железнодорожного на речной транспорт и обратно)..


Такое расположение вокзала определяло и его внешний облик - протяженное одноэтажное здание с двухэтажными ризалитами.


Именно в это здание в 1917-м году приехал В. И. Ленин. Правда с броневика он выступал не на площади Ленина, а на небольшой площади наискосок от здания вокзала. Именно там в 1924-м году и был первоначально установлен известный памятник Ленину.




В годы блокады вокзал служил центром эвакуации ленинградцев. Отсюда на поездах их везли к берегу Ладоги, где они пересаживались на автомобили или суда.









После войны товарная станция у берега Невы была ликвидирована и здесь была запроектирована новая площадь Ленина. Сюда был перенесен памятник вождю. Замкнуть площадь с северной стороны площадь должно было новое здание Финляндского вокзала (теперь оно должно было быть тупиковым).


Разработкой проекта здания с 1946-го года занимался главный архитектор города Н. В. Баранов.




Здание должно было играть роль центра композиции площади и задавать ее ось симметрии, поэтому здание венчала высокая башня со шпилем.


Однако в рамках Ленинградского дела Баранов был снят с должности главного архитектора и покинул Ленинград. А руководство города потребовало от архитекторов отказаться от башни. Вот так выглядел проект вокзала, утвержденный в 1952-м году.


Строительство вокзала началось в 1955-м году.


Чуть позднее Баранов смог вмешаться в возведение здания и добиться восстановления в проект башни. Однако поскольку фундаменты уже были заложены, башня вышла меньшей высоты, чем изначально было запланировано (более высокую башню не выдержали бы фундаменты).


В ходе строительства изменился и внешний облик вокзала. Изначальный проект был выдержан в духе сталинской неоклассики.


Построенное здание более характерно для архитектуры конца 1950-х годов, когда в качестве образца для подражания использовалась итальянская неоклассика 30-х годов, которая представляла собой удобный вариант стиля, переходного от классики к модернистской архитектуре.


Фасад здания вокзала представляет собой осовремененный вариант портика, где колонны заменены пилонами - прием, популярный в это время (в качестве примеров можно вспомнить здания ТЮЗа и телецентра на улице Чапыгина).


Строительство вокзала завершилось в 1960-м году.


Помимо Баранова авторами построенного здания являются архитекторы П. А. Ашастин, Я. Н. Лукин и инженер-конструктор И. А. Рыбин.


Так выглядит кассовый зал вокзала:










Фасад вокзала украшают барельефы на революционную тему.












Они отлиты из чугуна и окрашены в черный цвет, аналогичный цвету памятник Ленину.










Их авторы - молодые выпускники училища имени Мухиной Л. Л. Михайлёнок, В. И. Мухин, А. В. Семченко, Г. В. Хонин. Общее руководство скульптурной частью здания осуществлял архитектор Лукин.












Угловую часть здания вокзала занимает наземный вестибюль станции метро площадь Ленина.


Его украшает мозаика, изображающая выступающего Ленина, созданная художниками А. А. Мыльниковым и А. Л. Королевым.


Одновременно, в 1957-м году прокладывается подземный переход на платформы с характерными павильонами выходов.






К сожалению, в наши дни эти переходы для пассажиров недоступны ни на вход (по причине требований безопасности), ни на выход (по причине контроля оплаты проезда). Также недоступен для пассажиров прямой проход из вестибюля метро в кассовый зал вокзала.




Изначально новое здание вокзала сосуществовало со старым зданием (была снесена только угловая часть старого вокзала).




Однако позднее на месте старого вокзала были построены новые корпуса. По всей вероятности, это произошло в конце 70-начале 80-х годов (во второй половине 70-х годов я активно ездил с Финляндского вокзала и, насколько я помню, в то время все еще существовало старое здание).


От старого вокзала сохранили только один ризалит (его часто именуют центральным, но насколько можно судить по его виду и местоположению, это левый ризалит здания), вмонтированный в новое здание.






Спасительным для этого кусочка старины стало имя Ленина - самый сильный оберег для исторических артефактов в советское время.


Еще один объект, связанный с Лениным, располагается на платформе. Это паровоз, на котором Ленин уезжал в 1917-м году в Финляндию и возвращался из нее. Уникальная машина (всего было 22 паровоза серии Н2, построенных для Финляндской железной дороги, сохранился только этот) была подарена в 1957-м году Финляндией.




Рядом с павильоном паровоза стоит мемориальная доска, отмечающая ленинские места Карельского перешейка. Роза ветров была изначально украшена каким-то прозрачным кристаллом, но сейчас он отсутствует.


Рядом с ней стоит свежепоставленный крест в память о железнодорожниках, погибших на Дороге Жизни.



История, Петербург, Советская архитектура, Баранов Н. В., Ашастин В. А., Лукин Я. Н.

Previous post Next post
Up