Сегодняшний пост будет посвящен самой интересной достопримечательности Хямеэнлинны. Мы уже говорили о
замке Тавастхус и
парке Ауланко, но, пожалуй, все эти достопримечательности несколько второсортные. По производимому им впечатлению замок явно уступает
замку в Савонлинне, а Ауланко вряд ли произведет сильное впечатление на того, кто видел Павловск или
Монрепо. Но вот местная кирха - действительно первоклассный памятник архитектуры. Когда я увидел ее, то был сильно удивлен, поскольку не так часто в провинциальном городе можно встретить столь достойную архитектуру.
Как оказалось, строили эту церковь по личному повелению короля Швеции Густава III. А раз строительство велось по королевской воле, то и проект храма разработал любимый архитектор короля Луи-Жан Депре.
Биография этого архитектора очень похожа набиографии архитекторов строивших Петербург. Он учился архитектуре в Париже, практиковался у знаменитого Блонделя, затем получил стипендию и отправился в Италию изучать и зарисовывать античные древности. Разница только в том, что пригласили его не в Россию, а в Швецию.
Проект церкви был разработан Депре в 1789-м году,а строительство велось в 1792-1798 годах.
За образец Депре взял римский пантеон, а для соблюдения чистоты форм колокольню церкви поставили отдельно. На гладких стенахпрактически отсутствует декор, и здание смотрится необычайно величественным.
Особенно необычным было решение интерьера. Алтарь храма разместился в его центре, а прихожане должны были сидеть на скамьях,расположенных амфитеатром.
Увы, местные жители не оценили памятник архитектуры, который достался им по воле судьбы, и начали его «улучшать». В 1837-м году к ней пристроили колокольню (отдельно стоящая башня сгорела в 1831-м году).
В 1892-м году после ремонта, произведенного Йозефом Стенбеком, интерьеры церкви перепланировали, перенесли алтарь, а амфитеатр сменили обычные ряды кресел (интересно, мучала ли этого, безусловно талантливого архитектора, совесть?), так что в наши дни интерьеры смотрятся достаточно невзрачно.
Тогда же с боков церкви добавили две пристройки,так что теперь в плане она имеет крестообразную форму (как выглядела она до перестройки мы можем увидеть по этому фото):
Впрочем, пристройки эти сделаны со вкусом и в том же стиле, так что церковь они не портят.
Как всегда в Финляндии, рядом с кирхой стоят два памятника. Один из них посвящен погибшим в Гражданскую войну 1918 года.
Вторая стела явно как-то связана с Карелией (стелы с очень похожими изображениями есть на кладбище в Порвоо и рядом с церковью в Суоменлинне), но вот что она конкретно значит, увы, не знаю (и буду рад, если кто-то просветит).
В 1911-м году перед храмом была построена терраса, облицованная серым гранитом. В центре ее находится фонтан.
По бокам разместилось два павильона с колоннами.
Несмотря на солидный внешний вид назначение их вполне утилитарное: в квадратных павильонах размещается кафе:
круглые павильоны - туалеты:
Автор этой террасы - одна из звезд финского национального романтизма Армас Линдгрен (один из участников знаменитой троицы Гезеллиус-Сааринен-Линдгрен). Линдгрен родился в Хямеэнлинне и разработка им этого проекта, вероятно, являлась данью уважения родному городу.
На газонах по бокам террасы стоит два памятника. Прочтя на бюсте фамилию Каяндер, я решил, что это памятникизвестному финскому политику Аймо Каяндеру, трижды бывшему премьер-министром (сним связывают известное выражение времен Зимней войны «форма Каяндера», когда из всей формы новобранцам выдавали только ремень и эмблему на шапку), однако оказалось, что это не политик, а поэт и переводчик Пааво Каяндер (он переводил на финский язык Шекспира и Рунеберга).
Напротив стоит памятник другому поэту - Карлу Густаву Ларсону, более известному под псевдонимом Ларин-Кюэсти. Стихи его пользовались большой популярностью и на некоторые из них написаны песни.