Петербург. Народная аудитория (Оперный зал) Народного дома императора Николая II.

Sep 26, 2018 18:02

Продолжим наш рассказ о комплексе Народного дома императора Николая II. Поскольку Народный дом пользовался большой популярностью, по инициативе принца Ольденбургского было решено расширить комплекс. В 1909-м году принимается решение о строительстве Народной аудитории, которой затем было присвоено его имя.


Автором здания стал, разумеется, Г. И. Люцедарский, занимавший должность заведующего строительной частью Петербургского попечительства о народной трезвости.

План
Если в конце 19 - начале 20 столетия самым "хайтечным" строительным материалом были металлоконструкции, то теперь в этой роли их сменил железобетон. И именно с активным использованием железобетона строилось и новое здание Народной аудитории.




Строительство здания началось с весны 1910-го года и завершилась к концу 1911-го.




Железобетонные работы вела фирма инженера путей сообщения В. А. Барри, а на стройке рядом с русскими сотрудниками трудились немецкие специалисты и рабочие.




Как и у здания Народного дома, на фасадах Народной аудитории конструктивная основа практически не отражалась. Как и у Народного дома, фасады Народной аудитории оформлены с использованием мотивов неоренессанса. Тройная аркада на главном фасаде здания перекликалась с такой же аркадой на центральном ризалите Народного дома, связывая композицию воедино.


Точно так же в оформлении фасада используется светло-желтый отделочный кирпич (правда, несколько отличающийся по тону). Дополняется он лепными деталями, выполненными 1-й Петербургской скульптурно-лепной артелью (в ее составе работал известный модельщик А. Е. Громов).








Здание состоит из двух основных объемов.


Передний, более низкий и широкий, увенчан куполом. В нем размешаются зал и фойе. Сердцем здания являлась купольная ротонда, выполненная в монолитном железобетоне. Расставленные по окружности 14 тонких вытянутых колонн связывались поверху пологими арками, а на аркаду опирался 33-метровый купол, раскрытый посередине стеклянным фонарем.


Построившая купол фирма Барри использовала этот "величайший в мире железобетонный купол" для собственной рекламы.

Рисунок к рекламе фирмы В. А. Барри
Вместимость зала доходила до трех и более тысяч человек. Он имел партер с амфитеатром и три яруса лож (верхний ярус отводился для бесплатных посетителей).






Другой, более узкий и высокий объем вмещает в себя пространство сцены и помещения для актеров. Изначально он завершался брандмауэром. Окна в нем пробили сравнительно недавно, во время реконструкции 1980-х годов, а на этой фотографии, датированной 1976-1978 годами их еще нет.


Среди поздних переделок можно упомянуть и заделку большинства окон на барабане купола в ходе реконструкции 1950-х годов (на этом фото начала 50-х годов они еще есть):


Народная аудитория торжественно открылась 4 января 1912 года. Однако уже 7 января 1912 года в ней случился пожар (вероятно из-за того, что постановщики слишком активно употребляли пиротехнику). Однако благодаря противопожарной системе выгорела только сцена, опущенный железный занавес защитил зал.


Вновь аудитория открылась после ремонта лишь 6 декабря. С этого времени она в основном использовалась для оперных спектаклей. Среди звезд, выступавших на этой сцене, были Л. В. Собинов и Ф. И. Шаляпин (он выступал здесь не только в качестве актера, но и как режиссер).






Впрочем, проводились здесь и другие мероприятия, такие как банкет в честь Георгиевских кавалеров в 1913-м году:




Одним из самых заметных мероприятий стало празднование 300-летия Дома Романовых для учащихся города, которое Николай II посетил лично:




1-й всероссийский съезд крестьянских депутатов использовал помещения не только Народного дома, но и Народной аудитории. Именно здесь выступал перед собравшимися В. И. Ленин. Он же выступал здесь и позднее, на митинге в 1919-м году:


Сейчас об этих событиях напоминает мемориальная доска на здании:


С 1924-го года в здании открылся кинотеатр "Великан", позднее, в 1928-м году переехавший в Железный зал Народного дома. Его сменил мюзик-холл, а затем зал занял Театр музыкальной комедии.



в артистическом фойе. 1935 г.
Одновременно часть помещений как Народной аудитории, так и сохранившейся части Народного дома продолжали функционировать как Госнардом.








В середине 1930-х годов по проект О. Л. Лялина и Я. О. Свирского зал был переоформлен в неоклассическом духе.


В 1950-м году, после еще одной реконструкции по проекту К. Л. Иогансена и Е. М. Соколова в здании вновь открылся кинотеатр "Великан".


И наконец, после уже упоминавшейся реконструкции в 1980-е годы, в здание вновь въехал Мюзик-холл, который располагается здесь и в наши дни.











Продолжение следует...

P.S. В субботу, 29 сентября состоится экскурсия "По Рождественской части".
Экскурсия пройдет по территории Советских (в прошлом - Рождественских) улиц. Район этот обычно избегает внимания туристов, однако здесь есть весьма интересные образцы дореволюционной и советской архитектуры, связанные с именами архитекторов Ф. Ф. Лумберга, К. К. Шмидта, И. И. Яковлева, А. Л. Лишневского, Н. А. Троцкого, Д. П. Бурышкина, Г. А, Симонова, А. А. Оля и других видных архитекторов.
Узнать подробности и записаться можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1097939.html

Люцедарский Г. И., Дореволюционная архитектура, Петербург, Советская архитектура, Иогансен К. Л., Свирский Я. О., Соколов Е. М., История, Фотография, Лялин О. Л.

Previous post Next post
Up