В это воскресенье я ходил в Эрмитаж на временные выставки. Более всего меня интересовала выставка "Лейденской коллекции", которую активно рекламируют в прессе. Однако она меня как раз несколько разочаровала. Да, на ней и в самом деле представлены очень неплохие Рембрандт и Хальс, и даже есть одна работа Вермеера (единственная из всех 36 работ этого мастера, находящаяся в наши дни в частных руках). Однако сказать, что это какие-то мегашедевры нельзя, эрмитажные Рембрандт и Хальс заведомо круче, да и Вермеера лучше смотреть в Вашингтонской национальной галерее. А в рамках рекламной кампании рисовали картину скопища шедевров, один другого круче.
А вот выставка "Мебель для всех причуд тела", от которой я не ждал ничего особенного, напротив оказалась чрезвычайно любопытной. Посвящена она мебели эпохи историзма (т.е. середины - второй половины XIX столетия). В интерьерах на конкретный стол или кресло внимания обычно не обращаешь, сосредотачиваясь на общем впечатлении. Здесь же можно рассмотреть все подробно (при этом многие вещи сопровождаются рисунками интерьеров, в которых они стояли). Кроме того, значительная часть экспонатов этой выставки создана по эскизам выдающихся архитекторов той эпохи, так что можно сравнить их архитектурное творчество с работами в области прикладного искусства.
Предлагаю взглянуть на некоторые экспонаты этой выставки. Начнем с работ Огюста Монферрана для Зимнего дворца:
А этот табурет создан по эскизу Лео фон Кленце (автора проекта Нового Эрмитажа):
Подставка из Этрусской гостиной Шереметевского дворца:
А это работы Александра Брюллова:
Конторка и кресло-лестница из библиотеки Зимнего дворца (делал их, кстати, мастер Гамбс, прославившийся своим гарнитуром их двенадцати стульев):
Ширма из
усадьбы Марьино:
Очаровательная шкатулка для рукоделия:
Стул в стиле ренессанс:
Деталь каминного экрана по проекту Александра Брюллова:
Еще одно кресло из Марьино:
И из Зимнего дворца:
А автором эскиза этого стола был, вероятно, Федор Шехтель:
И вновь Марьино, Готическая комната:
Мебель для мужского кабинета. Кресло-трансформер (1900-е годы):
Кресло-"жаба" 1840-1880х годов (на таких креслах читали или писали полулежа, что, на мой взгляд, не слишком удобно, но в 19-м веке было популярно, особенно у творческой интиллегенции):
Раздвижной стол-"сороконожка":
Кушетка и кресло по эскизу Монферрана, подставка для ног по эскизу Андрея Штакеншнейдера:
Этажерка по проекту Брюллова:
Кресло по проекту Брюллова из кабинета императрицы Александры Федоровны:
Позднее неорококко (на мой взгляд - чистейшей воды "сопли в сахаре"):
Каминный экран по проекту Гарольда Боссе:
Корзинка для бумаг:
И снова Боссе - козетка и плевательница:
Бюро-давенпорт (название связано с тем, что впервые такое бюро заказал в 1800-м году английский капитан Давенпорт):
Страница из каталога - мебль для больных и инвалидов:
Подставка для нот:
Ширма в китайском стиле:
Стиль рюс:
Глядя на многочисленные стулья и кресла в русском стиле после осмотра остальной мебели никак не мог отделаться от мысли: до чего же все-таки мебель в русском стиле выглядит неудобной:
Тонетовские кресла-качалки:
Кресло (1880-1900е):
Кресло-кровать из Фонтанного дома (1830-1840е):
В субботу, 29 сентября состоится экскурсия "По Рождественской части".Экскурсия пройдет по территории Советских (в прошлом - Рождественских) улиц. Район этот обычно избегает внимания туристов, однако здесь есть весьма интересные образцы дореволюционной и советской архитектуры, связанные с именами архитекторов
Ф. Ф. Лумберга,
К. К. Шмидта,
И. И. Яковлева,
А. Л. Лишневского,
Н. А. Троцкого,
Д. П. Бурышкина, Г. А, Симонова,
А. А. Оля и других видных архитекторов.
Узнать подробности и записаться можно здесь:
https://babs71.livejournal.com/1097939.html