Эрмитаж. "Мебель для всех причуд тела"

Sep 17, 2018 18:09

В это воскресенье я ходил в Эрмитаж на временные выставки. Более всего меня интересовала выставка "Лейденской коллекции", которую активно рекламируют в прессе. Однако она меня как раз несколько разочаровала. Да, на ней и в самом деле представлены очень неплохие Рембрандт и Хальс, и даже есть одна работа Вермеера (единственная из всех 36 работ этого мастера, находящаяся в наши дни в частных руках). Однако сказать, что это какие-то мегашедевры нельзя, эрмитажные Рембрандт и Хальс заведомо круче, да и Вермеера лучше смотреть в Вашингтонской национальной галерее. А в рамках рекламной кампании рисовали картину скопища шедевров, один другого круче.
А вот выставка "Мебель для всех причуд тела", от которой я не ждал ничего особенного, напротив оказалась чрезвычайно любопытной. Посвящена она мебели эпохи историзма (т.е. середины - второй половины XIX столетия). В интерьерах на конкретный стол или кресло внимания обычно не обращаешь, сосредотачиваясь на общем впечатлении. Здесь же можно рассмотреть все подробно (при этом многие вещи сопровождаются рисунками интерьеров, в которых они стояли). Кроме того, значительная часть экспонатов этой выставки создана по эскизам выдающихся архитекторов той эпохи, так что можно сравнить их архитектурное творчество с работами в области прикладного искусства.
Предлагаю взглянуть на некоторые экспонаты этой выставки. Начнем с работ Огюста Монферрана для Зимнего дворца:







А этот табурет создан по эскизу Лео фон Кленце (автора проекта Нового Эрмитажа):



Подставка из Этрусской гостиной Шереметевского дворца:





А это работы Александра Брюллова:







Конторка и кресло-лестница из библиотеки Зимнего дворца (делал их, кстати, мастер Гамбс, прославившийся своим гарнитуром их двенадцати стульев):















Ширма из усадьбы Марьино:



Очаровательная шкатулка для рукоделия:



Стул в стиле ренессанс:



Деталь каминного экрана по проекту Александра Брюллова:



Еще одно кресло из Марьино:



И из Зимнего дворца:





А автором эскиза этого стола был, вероятно, Федор Шехтель:



И вновь Марьино, Готическая комната:









Мебель для мужского кабинета. Кресло-трансформер (1900-е годы):





Кресло-"жаба" 1840-1880х годов (на таких креслах читали или писали полулежа, что, на мой взгляд, не слишком удобно, но в 19-м веке было популярно, особенно у творческой интиллегенции):



Раздвижной стол-"сороконожка":










Кушетка и кресло по эскизу Монферрана, подставка для ног по эскизу Андрея Штакеншнейдера:





Этажерка по проекту Брюллова:





Кресло по проекту Брюллова из кабинета императрицы Александры Федоровны:



Позднее неорококко (на мой взгляд - чистейшей воды "сопли в сахаре"):





Каминный экран по проекту Гарольда Боссе:



Корзинка для бумаг:



И снова Боссе - козетка и плевательница:



Бюро-давенпорт (название связано с тем, что впервые такое бюро заказал в 1800-м году английский капитан Давенпорт):









Страница из каталога - мебль для больных и инвалидов:



Подставка для нот:





Ширма в китайском стиле:









Стиль рюс:




Глядя на многочисленные стулья и кресла в русском стиле после осмотра остальной мебели никак не мог отделаться от мысли: до чего же все-таки мебель в русском стиле выглядит неудобной:



Тонетовские кресла-качалки:







Кресло (1880-1900е):



Кресло-кровать из Фонтанного дома (1830-1840е):



В субботу, 29 сентября состоится экскурсия "По Рождественской части".Экскурсия пройдет по территории Советских (в прошлом - Рождественских) улиц. Район этот обычно избегает внимания туристов, однако здесь есть весьма интересные образцы дореволюционной и советской архитектуры, связанные с именами архитекторов Ф. Ф. Лумберга, К. К. Шмидта, И. И. Яковлева, А. Л. Лишневского, Н. А. Троцкого, Д. П. Бурышкина, Г. А, Симонова, А. А. Оля и других видных архитекторов.

Узнать подробности и записаться можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1097939.html

Монферран О., Боссе Г. А., Выставки, Петербург, Штакеншнейдер А. И., Брюллов А. П.

Previous post Next post
Up