Петербург. Здание попечительства Императорского человеколюбивого общества.

Apr 03, 2018 21:01

Один из самых интересных представителей "кирпичной" версии стиля модерн расположен неподалеку от Обводного канала, на улице Егорова. Это бывшее здание попечительства Императорского человеколюбивого общества  (ул. Егорова, 26). Вот две его фотографии снятые со схожего ракурса: первая снята в начале прошлого века, вторая - пару недель назад.




Императорское человеколюбивое общество являлось крупнейшей благотворительной организацией дореволюционной России. Оно было основано в 1802-м году рескриптом Александра I как "Благодетельное общество" для "вспоможения всякого рода" нуждающимся за счет добровольных пожертвований. К началу прошлого века в его ведении состояло более 200 благотворительных заведений, расположенных по всей России.


В 1902-м году состоялась церемония закладки нового здания Попечительства общества.


А в 1903-м году был объявлен архитектурный конкурс на разработку проекта нового здания


Конкурс проводило Общество гражданских инженеров, а в жюри вошли такие известные гражданские инженеры, как Г. В. Барановский, С. П. Галензовский, М. Ф. Гейслер, Н. В. Дмитриев, Вас. А. Косяков, А. К. Павловский, Б. К. Правдзик, Л. В. Шмеллинг. Выделялось четыре премии (премированные проекты поступали в собственность Попечительства).


Согласно программе кон, попечительство представляло собой целый "букет" помещений разнообразного назначения. В новом здании должны были разместиться административная часть и зал общих собраний, жилье для служащих, общежитие учеников-ремесленников, склады пожертвованных вещей, аукционный зал и магазин.


Особо оговаривалось, что "фасады должны быть простые, кирпичные без применения штукатурки".




К 14 марта 1903 года на конкурс поступило 25 работ.


Первое место занял проект гражданского инженера Н. Д. Цвейберга. Задуманное им здание было типичным представителем кирпичного стиля (по отзыву жюри "фасад по композиции удовлетворителен и отвечает внутреннему назначению помещений, только окна 4-го этажа сдавлены и требуют переработки") и отличалось интересным планом дворовых корпусов сложной асимметричной конфигурации без заполнения участка по периметру.



Второе место занял А. Л. Лишневский, в проекте которого уже проявились мотивы модерна (в первую очередь щипец с полувальмовой крышей). В плане корпуса тяготели к периметральной застройке с выделением зала в самостоятельный объем, размещенный в первом дворе перпендикулярно лицевому корпусу.



Третье место занял проект гражданского инженера В. П. Бартошевича. План здания был решен в виде трех параллельных корпусов, а особенностью главного фасада, также оформленного в кирпичном стиле (единственный использованный здесь мотив модерна - обнаженные металлические балки над спаренными окнами второго этажа) стало разделение его на две разновысотные части в соответствии с группировкой помещений по функциям:


Четвертое место занял проект гражданского инженера В. П. Тавлинова. Он ограничил высоту лицевого корпуса двумя этажами, а дворовые корпуса расположил в периметральной застройке.


Премированные конкурсные проекты поступили на доработку архитектору Р. Р. Марфельду. На выбор именно этого архитектора вероятно повлиял как его авторитет (он был известен проектами, как раз оформленными в "кирпичном стиле"), так и уже имевшийся опыт сотрудничества с ним общества (он построил в 1897-м году здание столовой для бедных на Большом проспекте Васильевского острова).


В ходе работы Марфельд разработал собственный оригинальный проект, имеющий с конкурсными проектами лишь отдаленное сходство.







Фасад лицевого корпуса хотя и выполнен в кирпиче, носит на себе все основные черты стиля модерн - необычные округлые щипцы, венчающие углы здания, разнообразие формы окон, соответствующих функциональному назначению помещений.


На первом этаже располагались аукционный зал и магазин пожертвованных вещей.


На втором этаже размещались интернат и канцелярия.





Воспитанники на уроке. 1915 год
Третий этаж занимали зал общих собраний, связанные с ним две гостиные по краям и аванзал, обращенный окнами во двор.



Заседание членов Совета ИЧО. 1915
Во дворе в двухэтажных корпусах располагались склады, а в четырехэтажных - квартиры.
















В наши дни здание попечительства занимает Дом детского творчества "Измайловский". Они проводят у себя выставку "От мастерства учителя к мастерству ученика", а поскольку моя супруга со своими учениками в этой выставке принимает участие, мне удалось просочиться внутрь и поснимать сохранившиеся интерьеры.
Вестибюль:






Парадную лестницу украшают витражи фирмы "М. Франк и Ко" - крупнейшего производителя витражей дореволюционной России:




















Одна из гостиных:




Зал собраний:
















Логотип Императорского человеколюбивого общества:

Дореволюционная архитектура, Петербург, Марфельд Р. Р., Тавлинов В. П., Лишневский А. Л.

Previous post Next post
Up