Петербург. Английский пр., 18

Oct 02, 2017 20:37

В Петербурге, по адресу Английский проспект, 18 располагается небольшой двухэтажный дом весьма заурядного вида. Но невзирая на свою заурядную внешность, дом этот стал местом действия двух весьма незаурядных великосветских романов между великими князьями и балеринами.


Первоначальное здание было построено в начале 1870-х годов и имело в то время один этаж. А в 1876-м году его приобрела балерина Анна Васильевна Кузнецова.


Военный инженер А. Н. Чикалев перестроил к осени 1876-го года одноэтажный дом в двухэтажный.


Кузнецова вошла в русскую историю не благодаря своим артистическим талантам. С 1868-го года она фактически являлась женой великого князя Константина Николаевича, генерал-адмирала русского флота.


Будучи женат, Константин Николаевич не мог официально оформить свои отношения с Кузнецовой (да и не будь он женат, вряд ли ему позволили бы обвенчаться с балериной). Но во всем остальном это был полноценный брак. Константин Николаевич открыто жил с Кузнецовой, и гуляя с ней в Крыму, любил представлять ее знакомым со словами: «В Петербурге у меня казенная жена, а здесь - законная».


От этой связи родилось пятеро детей (до взрослого возраста, впрочем, дожили только две дочери). Хотя Александр III категорически не одобрял такое поведение своего дяди, но он пожаловал внебрачным детям Константина Николаевича потомственное дворянство с правом ношения отчества Константиновичи и фамилией Князевы.
В 1886-м году подряд умирают два сына Кузнецовой - Лев и Измаил. Подавленная горем она решает покинуть Петербург и продает особняк. Новый владелец перестроил его по проекту архитектора И. И. Шапошникова.


А в 1892-м году новым владельцем особняка становится балерина Матильда Феликсовна Кшесинская, любовница великого князя Николая Александровича, будущего императора Николая II.



С ее именем в первую очередь ассоциируется знаменитый особняк на Петроградской стороне, однако до 1906-го года жила она именно здесь, на Английском проспекте. Это был ее первый собственный дом. Вот как сама Кшесинская описывала свое жилище в мемуарах: «Дом был двухэтажный, хорошо обставленный, и был у него хороший большой подвал. За домом был небольшой сад, обнесенный высоким каменным забором. В глубине были хозяйственные постройки, конюшня, сарай. А позади построек снова был сад, который упирался в стену парка Великого Князя Алексея Александровича.
При переезде в дом я переделала только спальню на первом этаже, при которой была прелестная уборная. В остальном я оставила дом без изменения. Электричества тогда еще не было, и дом освещался керосиновыми лампами всех видов и размеров


Много счастливых дней я прожила в этом доме. Наследник обыкновенно приезжал вечером, к ужину, весь день он был очень занят. Приезжали с ним иногда и его молодые дяди, Великие Князья Георгий, Александр и Сергей Михайловичи. Бывали у меня граф Андрей Шувалов с Верой Легат, балетной артисткой, на которой он потом женился, и Николай Николаевич Фигнер, тенор Мариинской оперы, которого Наследник очень любил.
После ужина Михайловичи, по обыкновению, пели грузинские песни, а мы играли в маленький скромный баккара, что выходило очень уютно.
После переезда Наследник подарил мне свою фотографию с надписью: «Моей дорогой пани», как он меня всегда называл.
Я знала приблизительно время, когда Наследник ко мне приезжал, и садилась у окна. Я издали прислушивалась к мерному топоту копыт его великолепного коня о каменную мостовую, затем звук резко обрывался - значит, рысак остановился как вкопанный у моего подъезда».
Первоначально Кшесинская выступала только в роли арендатора особняка, но позднее, уже по окончании их романа, Николай выкупил этот дом и подарил ей в качестве своеобразного прощального подарка. По словам Кшесинской, «трогательным вниманием со стороны Наследника было выраженное им желание, чтобы я осталась жить в том доме, который я нанимала, где он у меня так часто бывал, где мы оба были так счастливы».
Еще одним великосветским обитателем дома стал князь крови императорской Александр Григорьевич Романовский, герцог Лейхтенбергский.


В 1912-м году особняк был для него еще раз перестроен (вероятно, по проекту А. Я. Ромасько) и приобрел вид, схожий с тем, что мы можем видеть сегодня. А последнее изменение было внесено уже в советские годы, когда ворота во двор, находившиеся слева, превратили в еще один вход в здание.



P.S. В субботу, 14 октября состоится состоится вторая экскурсия из цикла по Московскому проспекту (От метро "Московские ворота" до метро "Парк Победы").
Среди прочего мы увидим:
станцию "Цветочная", с которой Ленин и правительство уехали в Москву - ДК "Ильича" - Московский райсовет - жилконцентр завода "Электросила" - сталинские дома архитекторов Журавлева, Троцкого, Левинсона и Фомина, Попова.

Узнать подробности и записаться для участия в экскурсии можно здесь: https://babs71.livejournal.com/1030216.html

Дореволюционная архитектура, История, Петербург, Шапошников И. И., Чикалев А. Н.

Previous post Next post
Up