Москва. Дом компании "АРКОС"

May 15, 2017 18:15

Еще одним знаковым зданием советской эпохи, которое я посмотрел в этой поездке, стал дом компании "Аркос", расположенный на углу Ильинки и Большого Черкасского переулка.


Компания "АРКОС" (сокращение от английского All Russian Cooperative Society) была основана в Лондоне 11 июня 1920 года.


Главный офис компании размещался в Лондоне, а отделения находились в самых разных странах.


В ситуации, когда официальные дипломатические отношения с Англией и другими странами Запада отсутствовали, компания играла чрезвычайно важную роль в торговле и дипломатии.


С 1922-го года "АРКОС" вела торговлю и в СССР.


В 1924-м году был объявлен архитектурный конкурс на проект нового здания для этой компании.


Победителем стал проект, представленный братьями Весниными:




Проект Весниных оказал сильнейшее влияние на советскую архитектуру. По замечанию С. О. Хан-Магомедова, "если в конкурсе на здание "Аркос" остальные премированные проекты существенно отличались по своему внешнему облику от проекта Весниных, то в следующих двух крупнейших конкурсах 1925 г. на проекты московского телеграфа и Дома текстилей все премированные проекты были уже сделаны в стиле "Аркос".







Второе место занял проект Д.Ф. Фридмана и Н.А. Эйхенвальда, третье - проект И. А. Фомина (под любимым им девизом "Красная дорика"):


Четвертое место занял проект И. А. Голосова (интересно использование им углового цилиндра лестничной клетки - прием, который впоследствии будет эффектно использован в проекте ДК имени Зуева):




Непремированный проект Н. Е. Лансере:


Однако, как это часто случалось с конструктивистскими проектами, даже победа в конкурсе совершенно не гарантировала их реализацию.


Поэтому в итоге здание компании было построено по проекту известного московского архитектора В. М. Маята, активно работавшего еще до революции.


Здание возвели в 1927-1928 годах.


Его часто также относят к конструктивизму, однако достаточно взглянуть на него, чтобы понять, что в нем куда больше от неоклассики (разумеется, упрощенной и осовремененной), одним из сторонников которой был до революции Маят.


Особенно характерен в этом отношении фасад на Большой Черкасский переулок, на котором явно выделяются пилонные портики с небольшими аттиками.





P.S. 27 мая, в субботу, состоится экскурсия "От Кировского завода до Ленинского проспекта".
Мы увидим памятники архитектуры и истории с XVIII - XX столетия. Среди них будут такие объекты, как:
- ДК имени Газа (архитекторы Гегелло и Кричевский) - Ансамбль Комсомольской площади (архитекторы Каменский и Майофис) - Кварталы 30-х годов вокруг станции метро Автово (архитектор Оль) - Красненькое кладбище - Уникальный танк-памятник "объект 239" (предсерийный КВ-85 - единственный сохранившийся танк этого типа). - Памятник блокадному трамваю. - Подстанцию Оранэла. - Дача Сиверса - Больница Фореля - Кировский городок - Усадьба Александрино (архитектор Валлен-Деламот)

Узнать подробности и записаться на экскурсию можно здесь: http://babs71.livejournal.com/997984.html

Голосов И. А., Советская архитектура, Путевые заметки, Москва и окрестности, Веснины, Лансере Н. Е., Маят В. М., Фомин И. А.

Previous post Next post
Up