Потерянная звезда (La Stella che non c'e)

Apr 19, 2007 13:46

Рецензия на фильм "Потерянная звезда" ("La Stella che non c'e")



Режиссер: Джанни Амелио
В ролях: Серджио Кастеллито, Лин Тай

Когда я вышел из кинотеатра - внутри было какое-то легкое счастливое спокойствие. Я улыбался. Тихо радостно. Как улыбается Будда на всех стутуэтках... Я был счастлив. Тихо радостно счастлив. Как будто я нашел что-то, что долго искал. Что-то дорогое, теплое и близкое.

Сложно сказать о чем этот фильм.  Точнее - о чем больше всего. О любви? О современном Китае? О кризисе среднего и не очень возраста? О том, как государство и обычаи перемалывают человека?

Сложно сказать.


Фильм итальянского режиссера, снятый в Китае - что может быть удивительнее? Действие разворачивается в Китае, но большую часть фильма звучит итальянская речь - на итальянском говорят главные герои. Раскатистое "р-р-р", красивые звуки итальянских слов - на фоне индустриальных пейзажей, картин нищеты, голубой (да-да!) реки Хуанхе... Удивительно уже самое это.

Фильм изящен. УДИВИТЕЛЬНО изящен. Такого я не видел уже очень давно. Это напоминает какую-то старую режиссерскую, и операторскую школу: любовь есть, но о ней не говоритчя ни слова, хотя и так все понятно. Все понятно. Взгляд, прикосновение, улыбка - и не нужно никаких "помоги мне", или "я люблю тебя", или "ты такой близкий"... Все в чувствах, полутонах, взаимоотталкивании и взаимопритяжении героев, в их потерянности в начале, и в их спокойной уверенности в конце.

Итальянец, и китаянка, говорящая по итальянски. Ему - около 35, ей - лет 20. Он потерялся, она ищет. Он цепляется за то, что должен сделать, она - не знает что ей делать в этом мире, ведь она "не оправдала ожиданий своей семьи, своих родителей, своей страны". Он - один среди миллионов китацев, она - одна из миллионов китайцев.

Оба одиноки.

Фильм не зрелищный. Предупреждаю сразу. Его нужно смотреть душой. На сеансе в кинотетатре "35 мм" его смотрело всего 3 человека, включая меня. Еще 3 человека ушли после первых 10 минут фильма.

Не ждите фейерверка, взрывов страсти, крутых поворотов.
Это фильм о нас с вами, и о том, какой парадоксальной мы делаем собственную жизнь.

Если сравнивать с чем-то, то на мой взгляд этот фильм можно сравнить только с фильмами Эмира Кустурицы. В его фильмах все тоже обманчиво просто - как и есть в жизни. Но у Кустурицы - все выпячивается, вся абсурдность и парадоксальность жизни, вся ее трагикомичность у Кустурицы наружу, и вызывает смех сквозь слезы.

Фильм Джанни Амелио "Потерянная звезда" вызывает совсем-совсем другие чувства - нежность, сочуствие, радость, любовь...

Особенно хочется сказать, что лично меня безумно поразило сходство провинциального Китая с какой-нибудь нашей глубинкой времен развитого социализма. Да что там - машины на дорогах ездят наши (ГАЗ, ВАЗ и прочее - не отличишь), одеваются так же как одевались у нас до 90-х, такое же огромное количество рабочих. Те же шутки и прибаутки во время обеда. Та же грязь и нищета.
Только обилие детей, и какое-то особенное трудолюбие отличает китайцев от нас, русских.
А так - чисто какой-нибудь 70й год XX-го века в Советском Союзе - только вместо Ленина на площадях - Мао, и портреты в кабинетах хоть и с прищуром, но не с ленинским, а китайским.

В фильме китайцы показаны добрым, трудолюбивым, хотя и несчастным народом. Народом, который не теряет надежды, и трудится во имя светлого будущего. Своего -маленького и домашнего, и государственного - большого и непонятного далека.

Не уверен, что китайский режиссер смог бы так же изящно показать свою страну, своих сограждан... С такой .. любовью чтоли? Без надрыва и патетики.

Я думал, смотря фильм, а вот как бы это смотрелось, если бы китайский режиссер решил снять такую картину? Или наш - о нашей глубинке? И думается мне, что ничего столь же изящного не вышло бы. И в том и другом случае получилась бы обычная чернуха.

Заслуга Джанни Амелио в том, что не приукрашивая китайскую действительность, он смог сместить акценты - и в результате получился фильм о любви - какого еще не было.

Хочется сказать большое человеческое спасибо этому режиссеру! :)

Немного о сюжете:
Внимание, далее раскрывается сюжет фильма! Вы можете испортить себе впечатление от просмотра, если будете читать дальше!

Собственно что за потерянная звезда имеется в виду? Не звезда с неба, не звезда на погонах - имеется в виду звезда на флаге КНР. Лиу - китаянка - рассказывает Винченцо о том, что каждая звезда на китайском флаге означает какое-то положительное качество - доброту, трудолюбие и т.д. "Но какой-то звезды все время не хватает" - отвечает Винченцо.

Винченцо - итальянский инженер. По всей видимости, он потерял себя в этом мире, в этой жизни.
Он - специалист по эксплуатации на стелелитейном заводе, доменную печь которого (да и весь завод), продают в Китай. Но в конструкции этой печи есть дефект, который ранее уже приводил к аварии и жертвам.
Винченцо знает об этом, и сообщает это китайцу-покупателю. Он еще не знает как устранить дефект, но уверен, что сможет решить проблему. В процессе разговора, китаянка-переводчица (с итальянского на китайский естественно) ошибается, не верно переведя слово "автоген", что злит Винченцо. Он выхватывает словарь у нее из рук, и сам находит, как по китайски "автоген".

Так нехитро начинается завязка фильма.
А дальше - Винченцо находит конструктивное решение, и даже собирает новый узел, необходимый для работы печи.
Но придя на завод обнаруживает, что опоздал, и печь уже увезли в Китай как есть.

Собственно, дальше происходит необычное - итальянский инженер, вместо того чтобы махнуть рукой на все это - едет в Китай! Чтобы найти завод, и все же завершить начатое им дело!
Серджио Кастеллито, играющий этого инженера - просто потрясающ. Играет почти не меняя лица, одной душой.

Так начинается долгий путь, точнее я бы сказал - паломничество - в страну неизвестного для Винченцо.
Как раньше - в Европе - на особо согрешивших могли наложить епитимью и во искупление греха обязать совершить паломничество в Сантьяго-Де-Компостелло (о чем например, пишет Коэльо в одной из своих книг) - пешком, через горы и почти всю Европу, так и здесь - Винченцо отправляется в неведомую ему страну, не столько, как мне кажется, ради того, чтобы доставить этот конструктивный узел владельцу завода, но по-видимому, чтобы доказать себе что он что-то стоит, и в процессе этого паломничества - обрести в себе нечто, что он давно потерял... Может быть - радость жизни, может быть Бога, может быть - любовь...
Он и сам не знает. Но знает - что хочет и должен отыскать этот завод.

Приезжая в Китай он узнает, что человек с которым он контактировал ранее - уволен. И новое руководство китайской компании не только не интересуется что там не так в конструкции домны, а даже не особо себе представляет где именно - в каком из городов и заводов Китая находится эта купленная в Италии домна, вроде в городе Вухань, а может и нет.
Вобщем, инженеру предлагают оставить узел в офисе компании, и уехать обратно в Италию.

Но паломник не может остановится в самом начале пути. Как будто одержимый, Винченцо рвется к своей цели, сам не зная зачем она ему, но знает, что должен сделать то, что должен.
Он остается в Китае, не улетает в Италию, и идет в библиотеку, чтобы по справочным материалам отыскать завод.
Но в библиотеке он случайно видит ту самую переводчицу - совсем молоденькую девушку - которая неверно перевела слово "автоген". Оказалось, что та ошибка стоила ей работы. Она злится на него. И не рада, конечно же. А он так рад, что встретил ее - ведь она связующее звено, и потом - единственная, среди миллионов китайцев кто говорит по итальянски!

Так или иначе - он упрашивает ее сопровождать его в его поездке в Вухань. Имя девушки - Лиу.

Долгий путь - все дальше и дальше от цивилизованного и богатого городского Китая - вглубь провинций, где нет хороших дорог и машин, где ведут патриархальный образ жизни, и работают вручную от зари до зари, чтобы прокормить себя и семью. От города к городу - так как Вухань оказался не конечной остановкой - двое потерявшихся людей движутся навстречу неизвестному.

И постепенно сближаются. Очень-очень незаметно. Без рывков. Без патетики. И почти без слов.

Актриса Лин Тай играет Лиу очень искренне. Очень-очень тепло, искренне и правдиво. Видимо ей - китаянке - близко все то, что показано в этом фильме. Она просто очаровательна. И убедительна.

На этом длинном пути оказалось, что Китай - совсем не то, что представлял себе Винченцо. Совсем-совсем не то. И эта страна сейчас, в XXI веке, остается такой же загадочной для европейцев, как и во времена Марко Поло.
Да, там трудно. Да, там тяжело. Там существует штраф за лишнего (!) ребенка, и матери бросают или прячут детей, а потом их подбирает какая-нибудь бабушка, которой самой сто лет в обет - и они живут у нее, бегают во дворе, и не знаю - кто их мама. Одним из таких детей оказался сын Лиу.
Да - в провинциях Китая народ живет одинаков бедно - как жили люди в Советском Союзе. Да - жизнь в Китае - постоянно у черты, за которой нет ничего.
Но Китай жив! Живы люди! Они верят, любят, работают. Живут вопреки, и как могут.

Все это открывается нам вместе с Винченцо.

И в итоге, объехав три города, и наверно пол-Китая, он находит то, что искал - почти случайно. И передает узел, который вез через пол-мира, в руки китайского инженера. Совершенно случайно, на улице, в конце заводской смены он встречает человека, который мыслит в унисон с ним, потому что он тоже специалист! И им не нужно слов, не нужно переводчика, чтобы общаться, они понимают все без слов. Китайский инженер берет узел, привезенный Винченцо, и везет его на свеом велосипеде на завод. Цель Винченцо достигнута, и что-то тяжелое отпускает его... Он улыбается и смеется :)
Пусть он не знает, что его узел не пригодился рабочим. НО это и не важно. Он прошел свой путь, и отпустив все то что сдерживало его - плачет, плывя на лодке по синей-синей реке Хуанхе...

И теперь, совершив то, ради чего он проделал такой огромный путь, он понимает, что любит. ЛЮБИТ!!! И судьба дает ему еще один шанс: дело в том, что Винченцо отправил девушку-переводчицу - Лиу - с полпути назад. Возможно он испугался, узнав ее жизнь. Возможно захотел дойти к своей цели один - без чужой помощи. Но он - отправляет ее назад. И вот, осознав что он любит, и исполнив то, что должен - он идет к ж/д станции, и обнаруживает там Лиу... Она нашла его. А он - ее. И незаметный переход "на ты" знаменует начало новой жизни для обоих...

Сказка скажете вы? Нет. Жизнь.

Посмотрите этот фильм. Не ради развлечения. И не для галочки. Не для того, чтобы оценить, но для того, чтобы ПОЧУВСТВОВАТЬ!
Я буду рад, если вы выйдете из кинотеатра с тихой улыбкой Будды на лице... Улыбаясь сами себе.

:)

рецензия

Previous post Next post
Up