Оригинал взят у
ekniga в
Копирайт как средство торможения развития
Wired (
The Shady World of Repair Manuals: Copyrighting for Planned Obsolescence) поделился «страшной тайной»: копирайт на документацию к устройствам служит для монополизации рынка и предотвращения возможности существования и эффективной работы фирм ремонта устройств, на которые уже истёк гарантийный срок. Пропадают рабочие места у ремонтников, но растут рабочие места у производителей поскольку вместо постгарантийного ремонта подержаных покупатели вынуждены покупать новые устройства. Есть перевод/пересказ (
Уловки производителей: Как нас заставляют покупать новую технику), который я с благодарностью процитирую целиком:
У двадцатипятилетнего австралийца Тима Хикса интересное хобби - он рыщет по закоулкам интернета в поисках публикуемых производителями инструкций по ремонту и обслуживанию техники. Найденные PDF-файлы он публикует у себя на странице для бесплатного скачивания. Началось всё с того, что Хикс был изрядно расстроен отсутствием в сети ресурса, где бы можно было найти руководства по ремонту и обслуживанию различных ноутбуков. Это обстоятельство подвигло его создать свой сайт под названием «Tim’s Laptop Service Manuals» (инструкции по обслуживанию ноутбуков от Тима). Кстати, как раз ремонтом ноутбуков Тим и зарабатывает на жизнь.
С сайта Тима ежедневно скачивают 50 гигабайт данных. Точнее… скачивали раньше. Юристы компании Toshiba прислали Хиксу официальное уведомление, где в резких тонах от него потребовали убрать инструкции примерно к трём сотням ноутбуков этой компании.
Многие посетители сайта Тима выразили удивление по поводу нападок Toshiba. И дело здесь не только в специфике случая, но и в том, что это обстоятельство влияет на срок службы приобретённых ноутбуков и на возможность их ремонта в будущем. Речь идёт об использовании авторских прав как средства в борьбе за плановое устаревание купленных устройств.
Отсутствие инструкций по ремонту в открытом доступе означает, что пользователи будут вынуждены отправлять неисправные ноутбуки в авторизованные сервисные центры на весьма дорогостоящий ремонт. Дороговизна и неудобства такого ремонта имеют под собой очевидную цель - заставить пользователя просто выбросить поломанный ноутбук.
Toshiba нашла новый способ форсировать устаревание купленной у неё техники - достаточно не давать сторонним сервисным центрам возможности ознакомиться с важной информацией, касающейся самого ремонта. Результатом становится потеря рабочих мест в частных сервис-центрах, а пользователи вынуждены покупать новую технику чаще, чем хотели бы.
Неопределённость
Производители не размещают инструкции по ремонту в сети. Достать их можно лишь на сайтах-файлообменниках с подозрительными названиями и на прочих малоизвестных ресурсах. Скачивание с подобных сайтов чревато кучей «плясок с бубном» - ненужных и утомительных манипуляций для получения ссылки. Создатели подобных ресурсов озабочены лишь тем, чтобы пользователь просмотрел как можно больше рекламных материалов.
Всё это выливается в процесс, при котором пользователю нужно лавировать меж большого числа отвлекающих рекламных ссылок в надежде найти единственную нужную. Мало того - даже скачивая материал, приходится молиться, чтобы файл не был чем-нибудь инфицирован.
В этом отношении Тим Хикс - образец честности и достоин подражания. На его сайте нет рекламы, финансирование собирается из пожертвований. Его сайт полезен многим организациям и людям - от частных сервисных центров до благотворительных обществ. Сторонние сервис-центры существуют во многом за счёт постгарантийного ремонта.
Ликвидация инструкций из открытого доступа ведёт к закрытию такого предпринимательства. Ведь без нужной документации невозможен полноценный ремонт техники.
Игры с авторским правом
Если взять для сравнения автомастерские - то существуют законы и рекомендации госорганов, предписывающие автопроизводителям предоставлять инструкции по ремонту автомобилей сторонним автомастерским. Некоторые организации собирают инструкции по ремонту и обслуживанию автотехники и формируют рассылаемые подписки, помогая создавать множество рабочих мест в этой сфере, ведь без фирменной документации сторонние автомастерские не могут конкурировать с сервисными центрами автопроизводителей.
К сожалению подобных регулирующих законодательных мер в сфере электроники не существует. Подобная ситуация привела к формированию «серого рынка», где независимые сервисные центры приобретают документацию производителей различными неофициальными способами. Работники официальных сервис-центров «сливают» документацию предпринимателям вроде Тима, которые помещают инструкции в открытый доступ. Сторонние сервисные центры не нарушают законов, когда пользуются открытыми источниками для ремонта.
Закон нарушают как раз файлообменники и сайты, подобные открытому Хиксом. Потому что распространять защищённые авторским правом инструкции незаконно. Несмотря на это, подобная деятельность продолжается. Обмен подобными файлами - это как раз «серый рынок».
Риск получить повестку в суд в таком случае весьма немал. Опасаясь неприятностей, многие частные сервис-центры воздерживаются от обмена документацией по ремонту. Потенциальный штраф за распространение может достигать 150 тысяч долларов за один документ. Пока эта угроза остаётся теоретической, а юридические проблемы достаточно редки. К примеру, инструкции компании Toshiba на сайте Хикса находились целых три года, пока не вмешались представители. И, к счастью, компания удовольствовалась лишь удалением документов из публичного доступа.
Авторское право нельзя назвать бессмысленным. Оно стимулирует творчество, защищая права создателей в течение определённого срока. Вполне законно защитить юридически текст поэмы. Однако нельзя патентовать физические величины вроде вращающего момента. Поэтому, хоть процесс разборки устройства не может быть объектом авторского права, сама инструкция по ремонту и обслуживанию таковым является.
Автор статьи занимается ремонтом электроники и лично имел возможность убедиться, как ревностно производители следят за соблюдением авторских прав в области необходимой документации. Гиганты вроде Apple и Toshiba в этом отношении очень внимательны. Именно в соответствии с действующим законодательством Apple годами не публиковала инструкции по ремонту своих продуктов. В результате автору этих строк пришлось вычислять метод ремонта продукции Apple самому, что привело к созданию неофициального руководства, на которое права компании не распространяются.
Всеобщее право на ремонт
Как Toshiba оправдывает необходимость подобных непопулярных мер в отношении документации? Помимо самого очевидного - авторского права - представители говорят о нежелании подвергать опасности здоровье пользователей и выражают беспокойство по поводу сохранения коммерческой тайны.
Пункт, где упоминается здоровье пользователей, вызывает улыбку. Весьма трудно навредить себе при разборке ноутбука (особенно если аккумулятор извлечён, а конденсаторы заблаговременно разряжены). Вызывает определённую иронию и тот факт, что отсутствие необходимых инструкций может только увеличить опасность для здоровья, ведь люди не оставят попыток разобрать и починить свои устройства, просто у них не будет нужных сведений как безопасней это сделать.
Что до коммерческой тайны - к тому времени, когда устройствам потребуется починка, и люди начнут разбирать ноутбуки, сведения о внутреннем устройстве техники уже будут достаточно устаревшими, чтобы повлиять на конкурентоспособность. Электронная индустрия слишком быстро развивается.
Использованием авторского права в отношении сторонних сервисных центров Toshiba буквально душит рынок бывших в употреблении компьютеров. Мало того, это вредит и клиентам компании, ведь это сильно снижает ценность их устройств на вторичном рынке.
И если изменения рынка не смогут убедить компанию Toshiba изменить свою политику, возможно, обычным пользователям тоже стоит вмешаться. Если производители автомобилей отказываются снабжать сторонние автомастерские необходимой информацией, последние объединяются в борьбе за свои права. Почему бы так же не поступить покупателям электроники?
Возможно, пришло время крупным производителям прекратить прикрываться авторским правом и держать в неведении работников сторонних сервис-центров.
Эта информация должна быть в свободном доступе. Люди должны знать, как починить те или иные устройства. Это сильно поддержит рынок бывшей в употреблении техники, что важно для развивающихся стран. Наконец, эта информация поможет сохранить и увеличить множество рабочих мест.
Стоит подумать, прежде чем купить ноутбук от Toshiba. Владельцам их продуктов стоит уведомить эту компанию о неприятии их действий. Есть производители, которые не делают секрета из важной для починки устройств информации - Dell, HP, и Lenovo.
Необходимую для ремонта информацию утаивают и производители мобильных телефонов. Редкий производитель не использует авторское право в виде инструмента сдерживания.
А теперь подумайте: кому и зачем в России нужно право в заявительном порядке запрещать публикацию защищённых копирайтом документов? Думаете авторам и правообладателям коммерческих художественных текстов? Они такой же предлог, как дети (и защита их от педофилии, наркотиков и пропаганды самоубийств) - предлог для создания системы контроля доступа к ресурсам Интернет. Задача - саботировать выполнение решения Президента от мая 2012 об обеспечении инновационного развития путем ежегодной оцифровки 30% актуальной литературы (это не коммерческая «художка», а учебная, учебно-научная, научная и справочно-энциклопедическая литература). К глубокому сожалению выполнение этой задачи проходит успешно
Запись опубликована
Планета е-книг. You can comment here or
there.
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Вообще, Право на ремонт - штука известная, и, понятное дело, сильно не нравящаяся уважаемым правообладателям всяких там товарных знаков и патентов:
Стараниями Коалиции в США продвигается повсеместное введение законопроекта, получившего название «Право владельца на ремонт» (The Motor Vehicle Owners' Right to Repair Act). Этому активно сопротивляются автомобильные компании, называющие закон не чем иным, как «Правом на кражу интеллектуальной собственности». Автопроизводители будут «обязаны предоставить по «разумной цене» и в интересах безопасности пользователей, в целях обеспечения равных прав и конкуренции доступ к сервисным кодам, оборудованию и программам для диагностики и обслуживания автомобилей».
В настоящее время в США действует около 160 000 независимых авторемонтных предприятий, а автомобилисты США, обращаясь в такие мастерские, экономят, в среднем, около
26 млрд долларов в год.